По предметному основанию выделяются следующие виды наук. Классификации наук

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Классификация наук

Человечество всегда стремилось к объяснению сложных явлений, к сведению их многообразия к какой-то определенности, системе. Не является исключением и наука, которая стремится объяснить не только внешний и внутренний мир, окружающий человека, но и саму себя классифицировать по каким-либо критериям.

Наибольшую известность в ученой среде получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук отечественного ученого Б.М. Кедрова . Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования, разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в данном классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению.

Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая . Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление. Например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

Классификация (от лат. classis - разряд, facio - делаю) наук предполагает группировку и систематизацию знания на основании сходства определенных свойств. Современные науки подразделя-ются на три больших класса: естественные, общественные, тех-нические. Отличия естественных наук в том, что они основаны на соединении математического описания природы и ее экспери-ментального исследования. Технические науки сформировались как опосредующее звено между естествознанием и производ-ством. Техническое знание свидетельствует об успешности прак-тического применения науки. Общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных объектов.

Родоначальник эмпирической науки Ф. Бэкон предложил клас-сификацию наук, в основу которой были положены основополага-

ющие способности человеческой души: память, воображение, ра-зум. В его классификации памяти соответствует история; вообра-жению - поэзия; разуму — философия. Философия - обобщенное познание, которое распадается на естественную философию, или учение о природе (физика, механика, метафизика и магия), и пер-вую философию (учение об аксиомах и трансценденциях).

В классификации наук родоначальника рационализма Р. Де-карта используется метафора дерева: корневищем является ме-тафизика (наука о первопричинах), стволом — физика, крона включает в себя медицину, механику и этику.

Важно рассмотреть, как в России развивались представления о развитии наук и их классификации. Из наиболее ранних «опы-тов философствования» следует выделить опыт В.Н. Татищева (1686-1750), которого причисляют к идеологам Петровских ре-форм. Занимая высокие административные должности, он был одновременно видным членом «ученой дружины» и хорошо знал научную и философскую литературу, ему принадлежат труды по естествознанию, географии, педагогике. Он называл философию «филозофия» и рассматривал ее в качестве высшей науки, синтези-рующей все истинное знание. «Филозофия» не токмо полезна, - писал он, - но и нужна вере, и запрещающие филозофию либо сами невежды, либо подобно «злоковарным церковно служащим» сознательно стремятся удержать в невежестве и раболепстве на-род. Философское миросозерцание Татищева изложено в трак-тате «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», главная тема которого - самопознание человека с помощью естествен-ного «света разума». В основу классификации наук Татищев поло-жил принцип полезности и разделял науки на «нужные» ("богосло-вие, логика, физика, химия; их «нужность» обусловливалась тем, что они изучали Бога и природу, созданную Им), «щегольские» (различные искусства), «любопытные» (астрология, хиромантия и физиогномика) и «вредные» (гадание и колдовство).

Своеобразную классификацию наук дал Гегель. Выделенные им ступени природы отражали этапы эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности «мирового духа»

или «абсолютной идеи». Гегель выделяет логику, которая совпа-дает с диалектикой и теорией познания и включает в себя три раздела: учение о бытии, о сущности, о понятии; философию природы, где Гегель подчеркивал переход от механических яв-лений к химическим, далее к органической жизни и практике; философию духа, подразделяемую на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (фи-лософия как наука наук).

Серьезной вехой в становлении классификации наук было учение Сен-Симона (1760-1825), утверждающее необходимость основывать научные суждения на наблюдаемых фактах. Частные науки есть элементы общей науки - философии, которая станет позитивной, когда все частные науки (и, прежде всего, физиоло-гия и психология) станут позитивными, т.е. когда будут основа-ны на наблюдаемых фактах. Сен-Симон пытался перенести при-емы естественнонаучных дисциплин в область познания общества и считал, что следует искать универсальные законы, управляю-щие всеми явлениями природы и общества.

О. Конт (1798-1857), основатель позитивизма в философии, взял за основу классификации наук закон трех стадий интеллек-туальной эволюции человечества. По его мнению, классификация должна отвечать двум условиям - догматическому и историчес-кому. Первое состоит в расположении наук, согласно их содер-жательной зависимости, второе - в расположении наук, сообраз-но ходу их действительного развития, от древних к новым. Иерархия наук по степени уменьшения абстрактности и увели-чения сложности такова: математика, астрономия, физика, хи-мия, биология и социология, рассматриваемая Контом, как соци-альная физика. Удобно, считал он, группировать науки по две, представляя их в виде трех пар: (а) начальной (математика - астро-номия), (б) конечной (биология - социология), (в) промежуточ-ной (физика - химия). В контовской классификации логика рас-сматривается как часть математики, а психология - как часть биологии и социологии.

В основу классификации наук Ф. Энгельса положена классифи-кация форм движения материи. Но так как классификация форм движения материи шла по восходящей линии от низшего к высше-му, то классификация наук приняла вид субординационной цепоч-ки: механика - физика - химия - биология - социальные науки. Энгельс предугадал универсальность перехода одной формы дви-жения в другую, хотя в это время были изучены лишь переходы между механической и тепловыми формами. Оказалось верным и его предположение, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. В XX в. именно на сты-ках наук появились многие перспективные области исследова-ния: биохимия, геохимия, психолингвистика, информатика и пр. Принципиальное отличие предложенной Энгельсом классифи-кации состояло в том, что в ее основу был положен принцип объективности: различия между науками обусловливались раз-личиями изучаемых объектов.

Предложенный Энгельсом принцип классификации может быть продолжен с учетом современных открытий новых форм движения материи. В связи с новыми данными естествознания различают шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологи-ческую, биологическую и социальную. Такая классификация форм движения материи может выступать основой классифика-ции наук.

Существует подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным, комплексным. К основным формам относятся: физичес-кая, химическая, биологическая, социальная. Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молеку-лы, макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплекс-ным формам движения материи относят астрологическую (Ме-тагалактика - галактика - звезды - планеты); геологическую (физическая и химическая формы материи в условиях планетар-ного тела); географическую (физическая, химическая, биологи-

ческая и социальная формы движения материи в пределах лито, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенностей комп-лексных форм движения материи в том, что господствующую роль в них, в конечном счете, играет низшая форма материи - физическая. К примеру, геологические процессы определяются физическими силами: гравитацией, давлением, теплотой; геогра-фические законы обусловлены физическими и химическими ус-ловиями и соотношениями верхних оболочек Земли.

Дальнейшие шаги в развитии классификации наук предпри-нял В. Дилыпей (1833-1911). В работе «Введение в науки о духе» философ различает науки о духе и науки о природе по предмету. Предмет первых — человеческие отношения, предмет вторых -внешний по отношению к человеку мир. В науках о духе устанав-ливается связь понятий «жизнь», «экспрессия», «понимание», которых нет в науках о природе. Понимание - источник и метод наук о духе (подробно см. раздел И, гл. 4).

В. Виндельбанд (1848-1915) предлагает различать науки не по предмету, а по методу, выделяет науки номотетические (от греч. nomothetike - законодательное искусство), направленные на ус-тановление общих законов, и идиографические (от греч. idios - осо-бенный + grapho - пишу), изучающие индивидуальные явления и события.

Противоположность природы и духа не дает исчерпывающе-го объяснения многообразию наук, поэтому Г. Риккерт (1863-1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существова-нии номотетических и идиографических наук, приходит к выводу, что различие наук вытекает из ценностной ориентации ученых. Естествознание свободно от ценностей, культура и индивидуа-лизирующее понимание истории есть царство ценностей. По-этому он делит науки на науки о природе и науки о культуре, которые охватывают такие сферы, как религия, церковь, пра-во, государство и даже хозяйство. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответству-ют три метода: объяснение, понимание, истолкование (эти поня-тия подробно рассмотрены в разделе II, гл.4).

4. Философия науки 97

Таксономия опасностей. Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока находится в стадии разработки.

Некоторые примеры таксономии:

P по происхождению различают 6 групп опасностей:

  • природные;
  • техногенные;
  • антропогенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • биологические;

P по характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:

  • механические;
  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • психофизиологические;

P по времени появления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные;

P по локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом;

P по вызываемым последствиям: утомления, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.;

P по приносимому ущербу:

  • социальный;
  • технический;
  • экологический;
  • экономический;

P по структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых;

P по реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это – острые (колющие, режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

4. Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяются на потенциальные, реальные, реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна. Оно представляет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

При этом любое новое и позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайные происшествия (ЧП) – событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария – происшествия в технической системе, при котором восстановления технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшие к разрушению биосферы, к гибели или потере здоровья людей.

Классификация наук

Критерии классификации наук

Классификация - это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира.

Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания.

"Загадки Э. Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе.

Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук.

Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса.

Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права. Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества.

Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в.

возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов.

Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П.

Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу.

о

Теоретические и эмпирические науки

По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.

Слово "теория" заимствовано из древнегреческого языка и означает "мыслимое рассмотрение вещей".

Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований.

В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение.

В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.

Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения.

Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово "эмпирический" произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента.

Слово "эксперимент" заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент "задает вопросы" природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях.

Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента.

В настоящее время термин "эмпирические и теоретические" науки заменен более адекватными терминами "теоретические исследования" и "экспериментальные исследования". Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.

Фундаментальные и прикладные науки

С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки.

Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые - на наш образ жизни.

Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки "чисто научными исследованиями", подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки.

Некоторые ученые XIX в. утверждали, что "физика - это соль, а все остальное - ноль". Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические - опосредованными, зависящими от уровня развития первых.

Поэтому термин "фундаментальные науки" целесообразно заменить термином "фундаментальные научные исследования", которые развиваются во всех науках.

Например, в области права к фундаментальным исследованиям относится теория государства и права, в которой разрабатываются основные понятия права.

Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни.

Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов.

Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи.

Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.

Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым А. М. Ампером (1775-1836). Немецкий химик Ф.

Кекуле (1829-1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения - механическом.

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.

Учёный (метонимия от «учёный человек») – человек, предельно подверженный некритичному усвоению сравнительно больших объёмов повторяющейся информации и специализирующейся на систематизации относительно однородной информации (учений).

Особенности учёного

У учёного, в отличие от других типов людей, вера и знание могут соседствовать в его сознании на протяжении всей жизни неизменно, чтобы не происходило в окружающей действительности. Наиболее яркие примеры:

  • геолог может точно знать, что территория России не делится на «европейскую» и «азиатскую» части «света» и при этом непоколебимо в это верить,
  • правовед может точно знать, что Конституция СССР 1977 года провозгласила наличие «подлинной демократии в СССР» и при этом непоколебимо верить в то, что слово «демократия» не употреблялось в советский период,
  • историк может точно знать, что страны Средиземноморского бассейна существенно отличаются от стран, расположенных севернее Пиренеев, Альп и Балкан и при этом с маниакальным упорством верить в их «культурно-историческое единство».

Отличия учёного от исследователя

В отличие от исследователя учёный критично воспринимает, переосмысливает и систематизирует только ту информацию, на которой он специализируется.

Всю остальную повторяющуюся информацию он воспринимает как типичный верующий.

Типы учёных

Верующие

Подавляющее большинство учёных – верующие.

Знающие

В чистом виде знающие среди учёных встречаются крайне редко.

Виды учёных

Богословы

Богослов – носитель богословского мемплекса.

Обществоведы

Обществовед – носитель наукообразного мемплекса или в данном контексте деятель общественных наук.

Гуманитары

Гуманитар – разновидность обществоведа, деятель гуманитарных наук.

«Технари»

«Технарь» — деятель так называемых естественных наук.

Забавные факты

Учёные – самые аутистичные среди верующих, безвольно исполняющие роль «свадебных генералов» в популяризации и распространении веры.

Классификация наук по предмету исследования

1234Следующая ⇒

Классификация наук

Критерии классификации наук

Классификация - это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений.

Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает.

Еще мыслители Древней Греции поставили вопрос о типах и видах наук, целью которых является знание. В дальнейшем этот вопрос развивался, и решение его является актуальным и сегодня. Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания.

Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.

Классификация наук по предмету исследования

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки.

Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо.

Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. "Загадки Э.

Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера.

На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки.

Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки.

В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе.

Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т.

д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук.

Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, юрист может посвятить всю свою жизнь исследованию проблем развития уголовного права.

Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук.

Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов.

Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу.

Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов. В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических наука

Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию.

Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.

1234Следующая ⇒

Поиск на сайте:

Классификация наук

Человечество всегда стремилось к объяснению сложных явлений, к сведению их многообразия к какой-то определенности, системе.

Не является исключением и наука, которая стремится объяснить не только внешний и внутренний мир, окружающий человека, но и саму себя классифицировать по каким-либо критериям.

Наибольшую известность в ученой среде получила классификация наук, данная Ф.

Энгельсом в работе «Диалектика природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук отечественного ученого Б.М. Кедрова . Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования, разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в данном классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками.

Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук.

Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению.

Существуют и другие классификации наук.

Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г.

Джахая. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление. Например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю.

Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

Вопросы для самоконтроля:

В чем специфика научной деятельности?

3. Как вы понимаете высказывание А. Энштейна о различных типах людей, пребывающих в «храме науки»?

4. Что относится к основным целям и задачам науки?

Из каких элементов состоит структура науки?

7. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни настоящего ученого?

8. Что такое классификация наук? Какие классификации вы можете назвать?

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообра-зование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделя-ются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявле-ние структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классифи-кации наук — раскрытие их взаимосвязи на основании определен-ных принципов и критериев и выражение их связи в виде логичес-ки обоснованного расположения в определенный ряд («структур-ный срез»).

Поскольку наука не есть нечто неизменное, а пред-ставляет собой развивающуюся целостность, исторический фено-мен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития («эво-люционный срез»). Обе проблемы решаются по-разному в зави-симости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) при-надлежит Аристотелю . Все знание — а оно в античности совпа-дало с философией — в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

Теоретическое знание Арис-тотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) «первая философия» (впоследствии «метафизика » — наука о выс-ших началах и первых причинах всего существующего, не дос-тупных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) мате-матика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отож-дествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультур-ного феномена (XVI-XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпринял Ф. Бэкон .

В зависимости от познавательных способно-стей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разде-лил науки на три большие группы:

а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;

б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще.

В составе «философии» в широком смысле сло-ва Бэкон выделил «первую философию» (или собственно филосо-фию), которую в свою очередь подразделил на «естественную тео-логию», «антропологию» и «философию природы». Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят пси-хология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую фи-лософию» (т. е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изу-чающие мышление (логика, диалектика, теория познания и рито-рика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они со-держат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).


Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель . Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разде-лил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, понятии, б) Философия приро-ды, в) Философия духа.

Философия природы подразделялась далее на механику, фи-зику (включающую и изучение химических процессов) и органи-ческую физику, которая последовательно рассматривает геологи-ческую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит по крайней мере две важные позитивные идеи: направленность против механизма (т. е. стрем-ления только с помощью законов механики объяснить все явле-ния действительности, включая человека и общество); подчерки-вание иерархичности — расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему. Эти идеи были ничем иным, как «догадками» о взаимосвязанных формах движе-ния материи и о классификации естественных наук по этому ос-нованию —что потом сделал Ф. Энгельс .

«Философию духа Гегель расчленил на три раздела: субъек-тивный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о «субъек-тивном духе» последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделе «объек-тивный дух» немецкий мыслитель исследует социально-истори-ческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсо-лютном духе завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов». При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.

Свою классификацию наук предложил основоположник по-зитивизма О. Конт . Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифициру-емых предметов и определяться действительными, естественны-ми связями, которые между ними существуют.

Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерар-хии) наук, французский философ исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку — с другой;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) сле-дует разделить на две отрасли: неорганическую и органичес-кую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает «три ве-ликих отрасли знания» — астрономию, химию и биологию. Заключая свои размышления об иерархии наук, философ под-черкивает, что мы, в конце концов, «постепенно приходим к от-крытию неизменной иерархии — одинаково научной и логичес-кой — шести основных наук — математики (включая механику. — В. К.), астрономии, физики, химии и социологии».

Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической фор-мулы, Конт предлагал эту формулу «сжать», а именно сгруппи-ровать науки в виде трех пар: а) начальной, математико-астроно-мической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической.

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недо-статочным» для нее.

Конт доказывал, что между всеми видами знаний существу-ет глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает прин-цип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, реляти-визма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недо-статков.

Свои классификации наук предлагали В. Дилыпей и основа-тели Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт , о чем будет идти речь в гл. VIII.

На материалистической и вместе с тем на диалектической ос-нове проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе.

Общим единым для всех областей природы понятием «форма движения материи» Энгельс охватил: во-первых, различные про-цессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую фор-му движения). Отсюда следовало, что науки располагаются есте-ственным образом в единый ряд — механика, физика, химия, биология, — подобно тому, как следуют друг за другом, перехо-дят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы дви-жения материи — высшие из низших, сложные из простых. «Клас-сификация наук, из которых каждая анализирует отдельную фор-му движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем класси-фикацией, расположением, согласно внутренне присущей им по-следовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение».

При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной фор-мы материи к другой. В связи с этим он предсказал (и это впос-ледствии многократно подтвердилось — и до сих пор), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т. п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. «Стыковые» науки выражают наиболее общие, суще-ственные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения.

В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время в современной науке значительное развитие получили междисцип-линарные и комплексные исследования, объединяющие предста-вителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и ис-пользующие методы разных наук. Все это делает проблему клас-сификации наук весьма сложной.

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т. п. по мере развития на-ших знаний о материи и формах ее движения.

В середине XX в. оригинальную классификацию наук пред-ложил В. И. Вернадский . В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность — как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли.

В соответствии с таким по-ниманием объектов разных наук и «учитывая такое состояние на-ших знаний, мы можем различать в ноосфере (сфере разума. — В. К.) проявление влияния на ее строение двух областей челове-ческого ума: наук, общих для всей реальности (физика, астроно-мия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные)». Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи нераз-рывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охваты-вает все науки — и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все; увеличивается.

Что касается классификаций современных наук, то они про-водятся по самым различным основаниям (критериям). По пред-мету и методу познания можно выделить науки о природе — ес-тествознание, об обществе — обществознание (гуманитарные, со-циальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносе--ология, эпистемология и др.). Отдельную группу составляют тех-нические науки. Очень своеобразной наукой является современ-ная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук вхо-дят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дис-циплин. Наукой о наиболее общих законах действительности яв-ляется философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориЩ ентации на практику, и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретным производственных и социально-практических проблем, опираясь! на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными \ дисциплинами условны и подвижны.,

Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер есте-ственных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная, позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:

1) физика -» химическая физика -» химия;

2) биология —> ботаника —> зоология;

3) анатомия —» физиология —» эволюционное учение —> учение наследственности;

4)геология -> минералогия -> петрография -» палеонтология -> физическая география и другие науки о Земле;

5) астрономия -» астрофизика -» астрохимия и другие науки о Вселенной.

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: ис-тория, археология, экономическая теория, политология, культу-рология, экономическая география, социология, искусствоведе-ние и т. п. Как бы ни подразделялись науки, «но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, — они все связаны в единое научное построение и не мо-гут логически противоречить одна другой» 1 .

В 60-х гг. прошлого века свою классификацию наук предло-жил известный отечественный философ и историк науки Б. М. Кедров. Он исходил из того, сто общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трех главных разделов научного знания: естествознания, общественных наук и филосо-фии. Каждый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук.

Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следую-щим образом:

1) Философские науки: диалектика, логика.

2) Математические науки: математическая логика, математика (включая кибернетику).

3) Естественные и технические науки:

Механика (и прикладная механика и космонавтика).

Астрономия и астрофизика (и техническая физика).

Химическая физика,

Физическая химия.

Химия и геохимия.

Геология.

География.

Биохимия.

Биология (и сельхознауки, и медицинские науки).

Физиология человека.

Антропология.

4) Социальные науки:

А. История.

Археология.

Этнография.

Экономическая география. Социально-экономическая статистика. Б. Науки о базисе и надстройке:

Политическая экономия,

Науки о государстве и праве (юридические науки),

История искусств и искусствоведение.

В. Языкознание.

Психология.

Педагогические науки.

Науки об отдельных формах общественного сознания. К настоящему времени наиболее наиболее обстоятельно раз-работана классификация естественных наук, хотя и тут немало дискуссионных, спорных моментов. Например, существует ли гео-логическая форма движения материи и каково в связи с этим ме-сто геологии в иерархической лестнице наук? Слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук. Каковы причины этого обстоятельства? В чем тут дело?

А дело тут, на наш взгляд, в том, что долгое время анализ науки и научного познания проводился по «модели» естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно нагляд-но выражено в натуралистическом сциентизме. В последние де-сятилетия резко возрос исследовательский интерес к социально-гуманитарному познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания (об этом см. гл. VIII).

Рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая , формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как и экономическая . Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни , ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной «раньше-позже-одновременно», пространственные отношения «ближе-дальше», каузальное , отношение «вероятнее, чем» и т.п.).
В социальных наук входят экономическая наука, социология, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., ), другие - сочетают с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как , не сравнительные, а абсолютные (временной ряд «было-есть-будет», пространственные характеристики «здесь-там», предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.
Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика , эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.
К формальным наукам относятся и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: « - описание» и «абсолютные понятия - сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК" в других словарях:

    Энциклопедия социологии

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы … Большой Энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель,… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; имеет важное значение для… … Энциклопедический словарь

    Лестница наук это образное представление иерархии основных наук при их классификации. Предложена Огюстом Контом. Социология Биология Химия Физика Математика Эта «лестница» отражает: переход от простых и общих явлений к сложным и частным;… … Википедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - англ. classification of sciences; нем. Wissenschaftsklassifikation. 1. Раскрытие взаимосвязи и группировка наук на основе определенных принципов (напр., науки фундаментальные и прикладные; естественные, техн., обществ, и т. п. 2. По О. Конту… … Толковый словарь по социологии

    Классификация наук - раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. К.н. имеет важное значение для… … Педагогический терминологический словарь

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    классификация - и, ж. 1) Система соподчиненных понятий (классов объектов) в какой л. отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними, представленная в виде схем, таблиц и т. п. Классификация языков. Классификация… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Классификация книг, ее история и методы в связи с классификацией наук вообще , Н.Н. Аблов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1921 года (издательство`Иваново-Вознесенск`). В…


erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок