Примеры выполнения малярных работ. Малярные работы

Делается это для увеличения срока их службы и создания привлекательного внешнего вида, а также, и не в последнюю очередь, для улучшения в помещении санитарных условий. Например, в различных государственных учреждениях, школах или больницах в обязательном порядке ежегодно осуществляется проведение малярных работ.

Малярные работы выполняются с применением современных красок или их смеси разного состава и цветов, преимущественно на масляной, но иногда и на водной основе. При использовании водных составов возникает потребность в связующих материалах, таких как известь, стекло, клей или цемент, тогда как для неводных составов понадобятся олифа разных видов либо же синтетические или натуральные смолы.

Малярные работы осуществляются с помощью масляной, известковой, эмалевой и клеевой краски, а также различных лаков. Подавляющее большинство лакокрасочных изделий можно приобрести в специализированных магазинах, а некоторые составы - приготовить в домашних условиях.

В ходе выполнения малярных работ понадобятся растворители, такие как уайт-спирит (белый спирт) или ацетон, разбавители краски, а также дополнительные смеси - грунтовка, смазочная паста, шпатлевка.

Несмотря на кажущуюся простоту производства малярных работ и приготовления красок, техника окрашивания предметов и нанесения на них покрытий развивалась и специализировалась медленно, в течение длинного периода времени. Одновременно с экономическими разветвлениями промышленности усложнялась и техника окрашивания, изменялась в зависимости от цели, для которой она предназначалась. Так, например, тонкая глазурь, грубая штукатурка и прозрачная лаковая краска — все они в техническом отношении отстоят далеко друг от друга.

Такое разнообразие окрасок происходит потому, что в различных случаях практики окрашиванию предъявляются особые требования. Так, окраска фасада дома должна противостоять совершенно другим влияниям, чем таковая же окраска внутренних помещений того же дома.
Далее, различие требований находится в зависимости также и от того, придется ли впоследствии мыть краску или же она не будет подвергаться никакой механической чистке. Находится ли окрашиваемый предмет в сухом или в сыром помещении и какого рода эта сырость. Осаждается ли она из более теплого воздуха или же прямо испаряется. Кроме того, обладает ли эта сырость нейтральными свойствами или же действует химически, растворяя, разъедая, или обмыливая окраску, или осаждая на ней посторонние вещества. Так же точно при окраске должно быть принято во внимание, будет ли окрашивание в виде пористой массы или же требуется сделать покрытие, непроницаемое для воды и газов. Должна ли краска быть матовой или глянцевитой. Наконец, требования, предъявляемые к окраске, очень зависят и от многих побочных вопросов: должна ли окраска выдерживать температуру выше или ниже нормальной, быть огнеупорной и до какой степени.

Таковы в общих чертах наиболее часто встречающиеся требования, предъявляемые к различного рода окраскам. Они относятся только к самой технике окрашивания и почти вовсе не касаются эстетической стороны. В последнем отношении также может быть выставлен целый ряд требований вроде практического выбора цветов, имеющих значение не только при отделке внутренних помещений, фасадов зданий, окраски машин и проч.

Различные требования, предъявляемые к окраскам, влекут за собою и разнообразие видов окрасок и материалов, из которых они делаются.

Малярное искусство в своих произведениях или подражает природе, или же создает контрасты с нею. Природа вообще не знакома с однообразием и однородностью; воспроизводя их, малярное искусство воспроизводит контрасты. Здесь весьма важным условием является мягкость тона, изящные переходы тонов, чем и обуславливается приятное впечатление, производимое на зрителя.

Все встречающиеся в природе цвета можно свести к трем основным: красному, желтому и синему, тем не менее не все цвета можно из них получить, так как краски, которыми мы располагаем, не бывают идеально чистыми в экономическом и оптическом отношении. Так, например, прекрасный цвет кармина не может быть достигнут смешением киновари с лазурью. Чистый темно-синий цвет никогда не получится из голубого и черного.

Положим, что у нас имеется круг, разделенный на три равные части, из которых одна окрашена красным цветом, другая — желтым и третья — синим.

Каждую из этих частей можно разделить на две, так, от смешения желтого с синим получится зеленый цвет; красного с синим — фиолетовый, красного с желтым — оранжевый.

Все эти цвета, в свою очередь, могут быть подразделены каждый на два: фиолетовый цвет может быть красно-фиолетовым, если в нем преобладает красный, и сине-фиолетовым при преобладании синего цвета.

Воспроизведенные таким образом цвета (тона) покажут нам дополнительные цвета, которые будут расположены друг против друга на протяжении диаметра.

Если смотреть на небольшой четырехугольник красного цвета на белом фоне, то нам будет казаться, что он имеет зеленоватые контуры; если взять желтый четырехугольник, то контур будет казаться синеватым; зеленый дает бледно-красные контуры; синий — красно-желтые и черный — белые контуры. Затем, если после продолжительного и пристального взора быстро перевести глаза на белый фон, то мы увидим четырехугольник того цвета, которым нам казались окрашенными его контуры.
Следовательно, вместо красного четырехугольника мы увидим зеленый; вместо желтого — голубой и т. д.

Такие цвета называются дополнительными; таким образом, два цвета, друг друга дополняющие, поставленные рядом, взаимно уничтожают цветные лучи, которыми каждый из них в отдельности был окружен, и потому выделяются более резко. Если краски по своей яркости неодинаковы, то темная будет казаться еще темнее, а светлая — еще светлее. Изменения соприкасающихся цветов зависят от игры дополнительных цветов с соприкасающимися.

Объясним это примерами.

Красный и синий. Дополнительным цветом красного будет зеленый, и потому синий цвет становится темнее при соседстве с красным; красный же становится желтоватым, ибо дополнительный цвет синего — оранжевый.

Красный и желтый. Красный своим дополнительным зеленым цветом превращает желтый в желто-зеленый; желтый же своим дополнительным фиолетовым цветом превращает красный в фиолетовый.

Желтый и синий. Дополнительным цветом желтого фиолетовый превращает ярко-синий цвет в индиго; дополнительный же синего — оранжевый — превращает желтый цвет в оранжево-желтый и т. д.

Все основные цвета в прикосновении с белым выигрывают, ибо их дополнительные цвета смешиваются с белым, отчего краски становятся яркими и блестящими. Однако на белом фоне производят более приятное впечатление светлые краски, как например светло-голубая, розовая и проч., ибо основные цвета синий, красный и другие образуют с белым резкий контраст.

Черный фон одинаково пригоден для темных и светлых ярких цветов. Очень красиво выступают на нем цвета: красный, розово-красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый и синий; менее красиво выступает на черном фиалковый цвет.

По причине соединения с темными цветами, как например синим и фиолетовым, дополнительными цветами которых будут оранжевый и желто-зеленый цвета, черный теряет силу.

На различных фонах этот цвет получает следующие изменения: на красном фоне он представляется темно-зеленым; на желтом — бледно-фиолетовым; на оранжевом — сине-черным; на зеленом — красновато-серым и на фиолетовом — желто-зелено-серым.

Серый фон может видоизменяться так: под влиянием красного он становится зеленоватым; под влиянием желтого — си-не-фиолетовым; под влиянием оранжевого — голубоватым, зеленого — красноватым и синего — оранжевым.

Все эти наблюдения доказывают, что впечатление, производимое красками, составляет результат смешения одной из них с дополнительным цветом последней. Таким образом, зная впечатление, производимое этим дополнительным цветом, можно комбинировать цвета и заранее определить впечатление, которое произойдет при таковой комбинации.

Технология выполнения малярных работ

Подготовка поверхности

Прежде чем приступить к окрашиванию любой поверхности, ее следует правильно подготовить.

Гипсовые, бетонные или предварительно оштукатуренные стены сначала очищают от пыли. Затем поверхность выравнивается с помощью наждачной бумаги или пемзы, устраняются различные дефекты и шероховатости. Если имеются трещины, их необходимо углубить на нескольких миллиметров. Углубленную трещину смачивают водой, после чего обрабатывают шпатлевкой или гипсовым раствором. Полученную поверхность разравнивают с помощью терки.

Деревянную поверхность нужно очистить от грязи, а также удалить пробки, сучки и засмолы. Пробки удаляются путем врубки на 3-5 мм. Нужно также расчистить щели и трещины. Если пренебречь этой рекомендацией, при усыхании древесины сучки выступят на поверхности в виде бугорков. Аналогичным образом дело обстоит и с засмолами. Более того, из-за этих дефектов краска будет разрушаться изнутри.

Перечень подготовительных операций для поверхности, которая уже подвергалась окрашиванию, зависит от ее состояния и вида, а также сохранности краски.

Если исходное покрытие и штукатурка хорошо держатся, достаточно промыть поверхность 2%-м раствором соды. В местах, где масляная краска ослабела, ее необходимо соскоблить. Если старая краска потрескалась и удалить ее не получается, поверхность следует обработать специальной смывкой, которая поможет снять краску. Через определенное время после нанесения смывки (от получаса до 2 часов) краска размягчается и ее можно без труда снять шпателем. Слой старой краски также можно удалить с помощью паяльной лампы, специального фена, а также используя утюг, предварительно защитив его подошву алюминиевой фольгой, чтобы не испортить.

Деревянную поверхность, на которой остался слой прежнего покрытия, перед очередной покраской необходимо промыть 2%-м раствором соды и теплой водой. После этого поверхность рекомендуется зачистить с помощью пемзы, смешанной с водой. Если на исходным красочном слое есть отставания, трещины, отслаивания и другие повреждения, старую краску обязательно нужно удалить вплоть до самого деревянного основания. Зачищенные от краски места необходимо обработать олифой, шпатлевкой и грунтовкой.

Металлические поверхности и отделку фасада следует очистить от ржавчины и краски, которая потеряла привлекательный внешний вид. Для выполнения этой работы понадобятся скребок, шпатель, металлическая щетка или наждачная бумага. Кроме того, поверхность, подлежащую окрашиванию, нужно очистить от грязи, следов штукатурного раствора и других остатков строительных работ.

Поверхности, предназначенные для окрашивания эмалевой или водоэмульсионной краской, подготавливаются так же, как и перед работой с масляной краской.

Поверхность, на которой остались следы прежней краски, например масляной, можно покрыть водоэмульсионной краской. При этом необходимо оставить слой только той краски, которая хорошо держится на исходном материале.

Прежде чем приступить к окрашиванию древесины эмульсионной краской, произведенной в Швеции или Финляндии, необходимо предварительно поверхность очистить от смолы. Для этого древесину следует несколько раз протереть 10% -м раствором кальцинированной соды, температура которого не должна превышать 50-60 °С. Затем поверхность необходимо промыть теплой водой.

Если на поверхность был нанесен известковый состав, необходимо ее внимательно осмотреть и при необходимости удалить следы побелки. Плотный слой старой побелки обильно смачивают водой температурой до 70 °С, а когда он промокнет, шпателем удаляют краску и промывают поверхность водой.

Если поверхность подвергалась отделке с помощью клеевой или меловой краски, не рекомендуется повторно наносить на нее клеевой состав. Это объясняется тем, что свежая краска будет оттягивать уже существующий слой и в результате станут отслаиваться и старый, и новый слои.

Очистить поверхность от слоя старой краски можно «насухо», но допускается и использование горячей воды. В последнем случае лучше воспользоваться кистью, которая будет хорошо смачиваться. Далее старую клеевую краску снимают шпателем или скребком.

Для подготовки поверхности к покрытию казеиновой или силикатной краской используется 2-3% -й раствор соляной кислоты. Взаимодействуя с мелом, соляная кислота позволяет без труда снять старую краску скребком или шпателем.

Грунтование поверхности

Одним из самых важных этапов малярных работ является грунтование поверхности. Проводится оно для того, чтобы закрыть поры, которые, как правило, присутствуют на поверхности любого материала, особенно дерева.

Грунтовка также обеспечивает более крепкое сцепление краски с основой.

Обычно грунтовка осуществляется один раз, иногда в несколько слоев. Перед нанесением следует убедиться, что поверхность сухая. Грунтовка наносится кистью, после чего тщательно растушевывается.

Прежде чем приступить к нанесению следующего слоя грунтовки или шпатлевки, необходимо убедиться, что слой грунта хорошо просох.

Для грунтования поверхности под эмалевую или масляную краску используется чистая олифа. Для удобства, а именно чтобы можно было увидеть незагрунтованные участки, в нее допускается добавить немного краски, которой затем будет окрашена поверхность.

Грунтование под известковые краски проводится по влажной поверхности, что увеличивает сцепление краски с основой и повышает стойкость покрытия.

Для обработки таких поверхностей используются соответствующие виды грунтовки. Такой же вид грунтовки, но более жидкой консистенции, применяется для подготовки поверхности под казеиновую или силикатную краску.

Под водоэмульсионные составы выбирается грунтовка, подходящая для работы с краской данного вида.

Однако такая поверхность подлежит предварительной обработке олифой или шпатлевкой. Для работы со шведской или финской краской грунтование не требуется.

Шпатлевание

Следующим этапом после грунтования является шпатлевание поверхности. Оно необходимо для устранения дефектов обрабатываемого материала.

Поверхность подлежит выравниванию с помощью шпатлевки, которая подбирается с учетом типа применяемой краски.

С помощью шпателя на всю обрабатываемую поверхность наносится ровный слой шпатлевки, которую после ее полного высыхания необходимо зачистить и еще раз прогрунтовать.

Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают естественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, желтого, синего, красного и др.

Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы. В водные составы добавляют клей, а в масляные составы - олифу. Натуральная олифа изготавливается путем варки при температуре 275°С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа может быть также синтетической.

Масляные краски готовят на заводах так: олифу смешивают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотерках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл , дерево, штукатурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности обычно 24 ч.

Эмали - это окрасочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на краскотерках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавляют их различными растворителями. Время высыхания эмали, нанесенной на окрашиваемую поверхность, от 1 до 24 ч.

Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бывают светлые и цветные. Высыхают за 24...48 ч.

Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов , мытья инструментов и т.д.

Перед окраской поверхностей их рекомендуется огрунтовать - покрыть жидкостью определенного состава - грунтовкой, хорошо прилипающей к поверхности и оставляющей на ней тонкую пленку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают краску, поэтому местами ее будет больше, местами меньше и окраска станет неравномерной - пятнами или полосами. Под масляную краску лучшей грунтовкой является олифа.

Для малярных работ применяют различные инструменты: кисти, валики, шпатели, линейки.

Рис. 99. Кисти: а - побелочная; б - макловица; в - ручник; г - флейц; д - филеночная; е - торцовка

Кисти изготавливают из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и ручку-палку длиной до 2 м. Побелочные кисти (рис. 99,а) имеют ширину до 200 мм, толщину 45...65 мм с длиной волоса 100 мм. Макловицы (рис. 99, б) - это плоские кисти шириной 25...100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесенной краски.

Филеночные кисти (рис.99, д) предназначены для проведения узких горизонтальных полос (филенок) или для окраски труднодоступных мест.

Торцовки (рис. 99, е) служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесенной кистью.

Для выполнения малярных работ вместо кистей применяют валики (рис. 100), более производительные, чем кисти. Изготавливают валики из меха или поролона.

Окрашивание поверхностей начинают с выбора варианта внутренней отделки помещения, аналогично вариантам оклейки стен обоями: в один или два колера, с бордюром, фризом или гобеленом и т.д. (рис. 95).

Перед окраской все поверхности нужно отремонтировать, просушить и огрунтовать.

Чистота окрашиваемой поверхности во многом зависит от силы нажима на кисть. Если нажимать на кисть слабо, то краска ложится в виде узких штрихов или полос. При сильном нажиме на кисть с нее стекает краска. Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.

Направление штрихов при окраске играет существенную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вторым слоем - вертикально от потолка к полу (рис. 101), При окрашивании потолка штрихи последнего слоя прово дят параллельно световым лучам, падающим из окна.

Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ром ным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета - филенкой. Филенку проводят (отводят) по линейке или трафарету (рис. 102).

Рис. 101. Работа ручником

Чтобы придать окрашенным масляными красками поверхностям повышенный блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.

Рис. 102. Отводка филенок: а - по линейке; б - по трафарету

Для нанесения на стены разнообразных рисунков применяют трафареты. Трафареты изготавливают из плотной бумаги. На нее наносят рисунок и вырезают его острым ножом так, чтобы узоры не вываливались, для чего между ними оставляют мостики (полоски бумаги), соединяющие их между собой. Для каждого цвета изготавливают свой трафарет (рис. 103).

Рисунки по трафарету выполняют вдвоем. Один работающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. После набивки на поверхности остается точная копия рисунка трафарета.

При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как высохнет ранее набитый рисунок .

Рис. 103. Рисунок (а) и трафареты для него (б, в)

По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжительное время хранить кисть или валик опущенными в емкость с краской.

Малярные ремонтно-строительные работы в жилых и административных зданиях выполняют маляры. Они долж ны хорошо знать технологию выполнения малярных работ, уметь пользоваться красками и эмалями различного соста ва, владеть малярными инструментами, правильно подбирать цвета при окраске помещений, соблюдать технику безопасности .

! Правила безопасности

1. Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.
2. При окраске поверхностей проветривать помещение.
3. Не касаться загрязненными в краске руками лица и предметов одежды.
4. Не бросать в помещении пропитанные в краске тряпки.
5. Не наклонять лицо близко к емкости с краской.
6. По окончании работы старательно мыть руки с мылом.

Практическая работа

Изучение технологии малярных работ

1. Рассмотрите имеющиеся в учебных мастерских инструменты для малярных работ (кисти, валики и др.). Запишите назначение каждого инструмента в рабочую тетрадь.
2. Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или цветными карандашами вариант внутренней отделки помещения (мастерских, жилой комнаты, кухни).
3. Изготовьте трафарет для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены в виде бордюра. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с помощью него рисунка на лист рабочей тетради.
4. Под руководством учителя примите участие в ремонтных малярных работах в школьных мастерских.

О Малярные работы, пигменты, связующие материалы, олифа, масляная краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка, кисть (побелочная, филеночная, макловица, ручник, флейц, торцовка), валик, трафарет, маляр.

1. Что такое малярные работы?

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?

3. Что такое олифа? Где она используется?

4. Чем отличается эмаль от лака?

5. Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?

6. Какие инструменты применяют для малярных работ?

7. Что такое флейц?

8. Как изготавливают трафареты для нанесения рисунка на поверхность?

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология . Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Графф, 2003. - 192 е.: ил.

Планирование по технологии, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по технологии для 7 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
  • 4.1. Цели и задачи строительного проектирования
  • 4.2. Правовые основы проектирования
  • 4.3.Стадии проектирования и содержание проектной документации
  • 4.4. Бизнес-план и технико-экономическое обоснование инвестиций
  • Глава 5. Технологическое проектирование строительных процессов
  • 5.1. Проектирование производства строительно-монтажных работ
  • 5.1.1. Пример руководство по разработке и утверждению технологических карт в строительстве (к сНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства»)
  • 1. Общие положения
  • 2. Состав и содержание технологической карты
  • График производства работ
  • 5.2. Порядок разработки, экспертизы, привязки, утверждения и регистрации технологических карт
  • 5.3. Карты трудовых процессов
  • 5.3.1. Пример
  • Карта трудового процесса срезка растительного слоя грунта бульдозером дз-8 (д-271 а) с применением поперечно-участковой схемы
  • 1. Область и эффективность применения карты
  • 2. Подготовка и условия выполнения процессов
  • 3. Исполнители, предметы и орудия труда
  • 4. Технологический процесс и организация труда
  • 5. Приемы труда
  • 5.4. Методы и способы производства строительно-монтажных работ
  • 5.5. Календарное планирование. Назначение и состав календарных планов
  • 5.5.1. Календарный план строительства комплекса зданий и сооружений
  • Строительства отдельного объекта
  • 5.5.3. Выбор методов производства работ на основе технико-экономического сравнения вариантов
  • 5.5.3.1. Пример. «Выбор крана для монтажа строительных
  • 5.6. Методика и общие принципы разработки сетевого планирования
  • 5.6.1. Общие принципы построения сетевого графика
  • 5.6.2. Параметры сетевого графика и способы его расчета
  • 5.6.3. Корректировка сетевых графиков
  • 5.7. Качество строительно-монтажных работ
  • 5.7.1. Контроль качества работ
  • 5.8. Технико-экономические показатели (тэп)
  • 5.9. Охрана труда в строительстве
  • 5.10. Экологическая безопасность строительных технологий
  • Глава 6. Предприятие (организация) в строительстве
  • 6.1. Основные признаки предприятия (организации) и общая их характеристика в строительстве
  • 6.1.1. Характеристика предприятий (организаций) в строительстве
  • 6.2. Формы и виды строительно-монтажных организаций как юридических лиц
  • 6.3. Государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия
  • 6.4. Холдинговые компании, корпорации и ассоциации в строительстве
  • Глава 7. Современные инновационные технологии. Проектирования строительных процессов на основе моделирования и информационных технологий.
  • 7.1. Моделирование структуры строительных технологий
  • 7.2. Создание и использование информационной среды строительных технологий
  • 7.3. Применение и использование электронных систем нормативно-технической информации (эс нти) «техэксперт» и «стройтехнолог»
  • 7.3.1.Межотраслевые системы
  • Указатель норм, правил, стандартов России
  • Нормы, правила, стандарты России
  • Охрана труда
  • Предприятие и инспектор
  • Управление качеством продукции и услуг
  • Эксперт: Экология
  • 7.3.2.Отраслевые системы
  • Стройэксперт
  • Особенности работы в системе «Стройэксперт»
  • Стройтехнолог
  • 7.3.3. Пример использования Особенности поиска в системе «Стройтехнолог».
  • 7.4. Программно-информационное обеспечение управления проектом
  • 7.4.1. Компьютерная программа Microsoft Project
  • 7.4.2.Компьютерная программа project expert
  • 7.4.3. Программа финансово-экономического учета chief-builder
  • Глава 8. Сметная стоимость строительства, инвестиции
  • 8.1. Особенности ценообразования в строительстве
  • 8.2.Сметная документация
  • 8.3. Состав сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ
  • 8.4. Применение единичных расценок, их назначение, состав
  • 8.5. Единые районные единичные расценки (ерер) и порядок их привязки к местным условиям
  • 8.6. Сметные нормы и расценки (сНиР)
  • 8.7. Договорные цены в строительстве. Формирование договорной цены на строительную продукцию
  • Глава 9. Подрядные торги в строительстве
  • 9.1. Назначение подрядных торгов в строительстве
  • 9.2. Порядок проведения подрядных торгов в строительстве
  • Глава10. Инженерная подготовка и оборудование строительных площадок
  • 10.1. Общие положения
  • 10.2.Техдокументация
  • 10.3. Работы подготовительного периода
  • 10.4. Отвод поверхностных и грунтовых вод
  • 10.5. Геодезическая разбивочная основа
  • 10.5.1. Планировка участка строительства
  • 10.5.2. Геодезические работы
  • 10.6. Искусственное закрепление грунтов
  • Глава 11. Транспортирование строительных грузов
  • 11.1. Организация дорожного хозяйства
  • 11.2. Дороги строительной площадки
  • 11.3. Транспорт и его использование в строительстве
  • 11.4. Организация работы автотранспорта
  • 11.5. Транспортирование грузов транспортом циклического действия
  • 11.6. Транспортирование грузов транспортом непрерывного действия Ленточные транспортеры
  • 11.7. Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке
  • 11.8. Складирование материалов и изделий
  • Глава 12. Технология производства земляных работ
  • 12.1. Технология производства работ одноковшовыми экскаваторами
  • 12.2. Технология производства работ экскаватором с рабочим оборудованием «драглайн, прямая и обратная лопата»
  • 12.3. Производительность одноковшовых экскаваторов. Методика расчёта и пути её повышения
  • 12.4. Технология производства работ бульдозерами
  • Основные параметры бульдозеров
  • 12.5. Технология производства работ скреперами
  • 12.6. Технология уплотнения грунта
  • 12.7. Технология производства земляных работ в зимнее время
  • 12.8. Контроль качества земляных работ и сооружений Устройство траншей и котлованов
  • Приемка земляных работ.
  • Глава 13. Бетонные и железобетонные работы
  • 13.1. Опалубочные работы
  • 13.4. Подъемно-переставная опалубка для бетонирования же­лезобетонной трубы.
  • 13.5. Пневматическая опалубка:
  • 13.6. Несъемные опалубки
  • 13.2. Арматурные работы
  • III. Арматурные изделия
  • 13.3. Бетонные работы
  • 13.4. Специальные методы бетонирования конструкций
  • 13.5. Бетонирование в зимних условиях
  • 13.6. Контроль качества бетонных работ
  • 13.7. Требования безопасности труда при производстве бетонных работ
  • Глава 14. Монтажные, свайные и шпунтовые работы
  • 14.1. Производство монтажных работ
  • 14.2. Производство свайных и шпунтовых работ
  • Глава 15. Каменные работы
  • 15.1. Элементы и правила каменной кладки
  • 15.2. Организация труда каменщиков
  • 15.3. Кладка из кирпича
  • 15.4. Кладка многослойных наружных стен
  • 15.5. Монтажные работы при возведении кирпичных зданий
  • 15.6. Производство каменных работ в зимнее время
  • 15.7. Контроль качества и безопасность труда при производстве каменных работ
  • Глава 16. Деревянные работы
  • 16.1. Монтаж сборных деревянных домов и конструкций
  • 16.2. Установка столярных изделий
  • 16.3. Контроль качества и безопасность труда
  • Глава 17. Сварочные работы
  • 17.1. Газовая сварка
  • 17.2. Электрическая сварка
  • 17. 3. Контроль качества и безопасность сварочных работ
  • Глава 18. Работы по устройству защитных и изоляционных покрытий
  • 18.1. Противокоррозионные покрытия
  • 18.2. Теплоизоляционные работы
  • 18.3. Гидроизоляционные работы
  • Глава 19. Кровельные работы
  • 19.1. Устройство кровель из асбоцементных волнистых листов
  • 19.2. Устройство черепичной кровли из натуральных материалов
  • 19.3. Устройство кровель из металлических листов
  • 19. 4. Устройство «мягких кровель»
  • 19.5. Особенности производства кровельных работ в зимних условиях
  • 19.6. Контроль качества и обеспечение безопасности труда при производстве кровельных работ
  • Глава 20. Работы по устройству отделочных покрытий
  • 20.1. Штукатурные работы
  • 20.2. Облицовочные работы
  • 20.3. Стекольные работы
  • 20.4. Малярные работы
  • 20.5. Оклеивание обоями
  • 20.5.1. Оклеивание потолков обоями
  • 20.5.2. Оклеивание стен
  • 20.6. Безопасность труда при производстве отделочных работ
  • Глава 21. Устройство полов
  • 21.1. Подготовка оснований, устройство подстилающего слоя и стяжки
  • 21.2. Устройство покрытий полов из древесины и изделий на её основе
  • 21.3. Устройство покрытий полов из синтетических рулонных материалов и плиток
  • 21.4. Устройство покрытий полов на основе химических волокон
  • 21.5. Устройство покрытий полов из каменных плиток и плит
  • 21.6. Устройство монолитных (бесшовных) покрытий полов
  • 21.7. Организация работ, контроль качества и техника безопасности
  • Глава 22. Строительно-монтажные работы при реконструкции зданий и сооружений
  • 22.1. Способы разборки и разрушения конструктивных элементов зданий и сооружений
  • 22.2. Способы устройства проёмов, отверстий
  • 22.3. Особенности производства земляных работ
  • 22.4. Демонтаж и монтаж строительных конструкций
  • 22.5. Особенности бетонных работ и усиления бетонных и железобетонных конструкций
  • 22.6. Ремонт и перекладка кирпичных конструкций
  • 22.7. Техника безопасности
  • Литература
  • Оглавление
  • Глава 8. Сметная стоимость строительства, инвестиции 123
  • Глава 11. Транспортирование строительных грузов 154
  • Глава 13. Бетонные и железобетонные работы 193
  • Технология и организация строительного производства
  • 20.4. Малярные работы

    Ма­лярные работы - окраска поверхностей зданий, сооружений и их конструктивных элементов вязкожидкими составами, образующими после высыхания и отвердения однородную пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Объем малярных работ в строительстве очень велик, поэтому большое значение имеет качество их выполнения и снижение трудовых затрат. Малярные составы, получаемые обычно из сухих красящих материалов (пигментов) и связующих веществ, должны хорошо сопротивляться внешним воздействиям, обладать достаточной адгезией (прилипание к поверхности), гидрофобностью (водоотталкивающая способность), быть экономичными, допускать перекраску покрытия.

    При производстве малярных работ применяются различные лакокрасочные изделия, назначение которых разнообразно - от выравнивания и декоративной отделки поверхностей до защиты их от внешних воздействий. К лакокрасочным материалам относятся: краски строительные, лаки, связующие вещества и пигменты, растворители и разжижители лаков и красок, сиккативы, шпатлевки, грунтовки, подмазки, отвердители и пластификаторы полимерных красок, и другие специальные добавки.

    Лаки - растворы пленкообразующих веществ - масел, смол, битумов, эфиров, целлюлозы в органических растворителях. Служат они для получения прозрачных покрытий, выполняющих защитную и декоративную функции, либо для увеличения блеска покрытия нанесенных слоев эмали или краски. Сродни лакам олифы - продукты термической или химической переработки растительных масел с введением растворителей и других добавок. Чаще всего олифу применяют для разбавления красок и реже - для защиты деревянных конструкций (проолифливания).

    Шпатлевки необходимы для заделывания трещин и выравнивания поверхностей. Они имеют более густую консистенцию, чем остальные лакокрасочные материалы. Улучшенными противоударными качествами обладают шпатлевки с добавлением латекса (сок дерева гевеи). Супертвердые покрытия с хорошей адгезией (слипанием двух поверхностей) образуют алкидные шпатлевки. Для металла в основном применяют полиэфирные шпатлевки. После шпатлевания поверхность шлифуют и грунтуют.

    Грунтовки строительного назначения обеспечивают прочное сцепление красок с окрашиваемой поверхностью, кроме того, улучшают физико-механические и антикоррозионные (для металлических поверхностей) свойства всего покрытия (шпатлевка-грунтовка-краска).

    В зависимости от вида связующего краски строительные подразделяются на краски полимерные (полимерцементные, эмульсионные, летучесмоляные), краски на минеральной основе (цементные, известковые, силикатные, клеевые) и краски масляные .

    Масляные краски строительные изготовляют на основе олиф, эмалевые - на основе лаков. Эмали применяют для получения верхних слоев покрытий, нанося их на грунтовки и шпатлевки. Масляные краски используют для получения не только верхних, но и грунтовых слоев покрытий. Их выпускают готовыми к применению или в виде густотертой пасты (густотертые краски), требующей доведения до рабочей вязкости добавлением олифы и сиккатива на месте производства работ. В красках, готовых к употреблению, содержание олифы составляет 40-50%. Краски, перетертые на алкидных олифах (глифталевой или пентафгалевой), называются алкидными.

    Краски, приготовленные на основе водных дисперсий полимеров. (синтетических пленкообразователей), называются эмульсионными (водоэмульсионными, воднодисперсными, латексными). Их популярность объясняется тем, что в случае необходимости их можно разбавить водой; они наносятся на дере­во, кирпич, бетон, штукатурку.

    Фасадные краски предназначены для защиты здания от атмосферных воздействий, подчеркивают выразительность архитектурных форм. Фасадные краски служат максимально длительный срок (10 лет и более).

    Вся необходимая для потребителя информация о лакокрасочном материале приводится на этикетке, в инструкции по применению, где дается полное наименование материала с указанием стандарта или технических условий, описываются его назначение, способ применения, меры предосторожности, указывается завод-изготовитель, дата выпуска и номер партии. Кроме того, каждому лакокрасочному материалу присваивается обозначение, состоящее из букв и цифр. Например, по виду и химическому составу пленкообразующего вещества различают следующие лакокрасочные материалы: алкидно-акриловые (АС), алкидно-уретановые (AT), ацетилцеллюлозные (АЦ), полиакриловые (АК), полиамидные (АД, ИД), битумные (БТ), винил- и девинилацетиленовые (ВН), глифталевые (ГФ), канифольные (КФ), каучуковые (КЧ), кремнийорганические (КО), масляно- и алкидно-стирольные (МС), масляные (МА), мочевинные (МИ), нитроцеллюлозные (НЦ), нефтеполимерные (НП), пентафталевые (ПФ), перхлорвиниловые и поливинилхлоридные (ХВ), поливинилацетатные (ВД), поливинилацетальные (ВЛ), полиуретановые (УР), фенольные (ФЛ), фторопластовые (ФП), фуриловые (ФР), хлорированные (ХП), шеллачные (ШЛ), эпоксидные (ЭП), янтарные (ЯН) и др.

    Малярные работы производятся в условиях, исключающих возможность повреждения отделочных поверхностей, а также загрязнения их при выполнении последующих работ.

    Технология производства работ . В зависимости от вида отделки, материала окрашиваемых поверхностей (штукатурка, дерево, металл и т.д.), а также окрасочного состава малярные работы включают следующие операции: очистку поверхности, сглаживание, при необходимости вырезку сучков и засмолов, расшивку трещин, проолифку, подмазку, шлифовку, шпатлевку, огрунтовку, собственно окраску и окончат, отделку.

    Оборудование для перетирания, просеивания, процеживания, перемешивания, транспортирования и нанесения на поверхность окрасочных составов рационально объединять в линии, ос­нащенные дополнительно грузоподъемными и транспортными устройствами. Линии могут устанавливаться как на производственной базе строительной организации (например, УПТК), так и в фургоне на колесном ходу (на автомобильном или транспортном прицепе). Последние получили название малярных станций. Их применение способствует улучшению качества от­делочных работ, повышению производительности труда бригад маляров, экономии материалов.

    Станции оснащаются несколькими (двумя-четырьмя) технологическими линиями для приготовления, подачи и нанесения шпатлевки малярных составов. Они имеют необходимое оборудование для выполнения всего комплекса работ (например, в состав линии по приготовлению и транспортированию масляных красок могут входить краскотерка, вибросито, красконагнетательный бак и др.).

    На окрашиваемые поверхности краски наносят кистью, валиком или краско­распылителем. Основной инструмент маляра - кисть. Кроме кистей в арсенале маляра должны быть шпатели, валики, различные щетки, терки и др. Инструмент и емкости с краской размещают на специальной легкой тележке.

    Как правило, все процессы должны выполняться механизированным способом. Наиболее трудоемкий процесс - шпатле­вание поверхностей - осуществляется при помощи механизированных шпателей и установок. Грунтовочные, малярные составы наносятся краскопультами, электро­краскопультами, пистолетами-распылителями, а также меховыми и перфорированными валиками. Для механизированного нанесения лаков и красок в строительстве и деревообработке применяют различные краскораспылители - безвоздушные, воздушно-комбинированные и воздушные (под низким давлением).

    При безвоздушном распылении краска или антикоррозийный состав подается к соплу специальной конструкции под высоким давлением и приобретая большую скорость наносится на обрабатываемую поверхность. Такая технология обеспечивает высокую производительность труда и малые поте­ри краски. Безвоздушное напыление применяется при нанесении слоя дос­таточно большой толщины.

    Воздушно-комбинированное распыление ведется при значительно меньшем давлении. Подача воздуха непосредственно на выходе краски из сопла обеспечивает тонкое распыление, создает мягкий регулируемый факел.

    Распространенным видом отделки стен является окрашивание клеевыми составами .

    Перед нанесением состава поверхность очищают скребком и сглажива­ют при помощи шарнирной щетки. Для обеспечения лучшей адгезии (сцепления) рекомендуется обработать поверхности стен промышленным пылесосом. В местах сопряжений перегородок и капитальных стен, отдельных деталей сборного железобетона, у дверных и оконных коробок, в местах примыканий к основным конструкциям деталей встроенной мебели часто появляются трещины, которые возобновляются после неоднократного подмазывания и шпатлевания. Поэтому такие участки маляры оклеивают полосами марли и обрабатывают клеевым шпаклевочным составом до и после оклеивания.

    До окрашивания поверхности грунтуют, лучше всего купоросной грунтовкой. Неогрунтованную поверхность окрашивать очень тяжело, при работе кистями заметны полосы. Производить огрунтовку механизированным способом нерационально, так как медный купорос может вызвать коррозию металла. Не рекомендуется первые 2-3 ч сушить грунтовку сквозным проветриванием. Как только она высохнет (примерно через сутки), можно приступить к окрашиванию.

    Клеевые краски приготавливают из мела, клея, воды, при необходимости с добавлением цветного пигмента. Цветной состав краски называют колером, а белый - побелкой. Готовую краску проверяют пробным окрашиванием небольшой поверхности. Если клея мало, краска пачкает, если много, получаются блестящие полосы, краска со временем может растрескаться, а на поверхности могут появиться так называемые мраморные пятна. В такой состав необходимо добавить воды. Окрашивать поверхности можно кистями, валиками (с внутренней подачей окрасочного состава и с наружной - через плоские щетки) или краскораспылителями (краскопульт с удочкой, электрокраскопульт и др.). Окрасочный состав необходимо перемешивать каждые 5-6 мин. После окончания работы кисти, валики, краскораспылители следует хорошо промыть, протереть, просушить, а затем положить на хранение.

    Качество и срок службы окрашенных масляными составами поверхностей зависят от тщательной подготовки к окрашиванию. Их олифят, ошпатлевывают, зачищают, сушат и только после этого окрашивают.

    Поверхность перед проолифливанием должна быть сухой и обязательно очищенной от пыли и грязи. Олифа может применяться в чистом виде, но лучше подкрашенной сухим пигментом или густотертой краской любого цвета (при этом будут заметны пропущенные места). После высыхания олифы мелкие трещины и выбоины на поверхности подмазывают. Нанесенный слой после высыхания шлифуют шкуркой, снова олифят и сушат.

    Огрунтовку выполняют жидкой масляной краской того цвета, которым будет проводиться окрашивание. Для отбивки линий (ограничителя поля окрашивания) отмеряют требуемое расстояние, натягивают шнурок, предварительно окрашенный сухим красителем, и, оттянув и отпустив шнурок, отмечают ровную линию. В верхней части стены это можно сделать также с помощью телескопической линейки с грифелем и роликом и других приспо­соблений.

    Шпатлевание выполняют по высохшей огрунтованной поверхности с помощью стальных, деревянных или резиновых шпателей. Нанесение шпатлевок может производиться механизировано. В зависимости от качества поверхности шпатлевание выполняют один или несколько раз. Каждый предыдущий слой сушат, зачищают шлифовальной шкуркой и производят проолифливание или грунтование.

    Масляные краски можно наносить с помощью различных распылителей, кистями или валиками. Валиками, как и кистями, стены окрашивают сначала в горизонтальном направлении, затем в вертикальном. Краску следует наносить как можно тоньше. В труднодоступных местах, в углах стен, у наличников, плинтусов можно красить только кистями.

    Масляными красками можно выполнить фактурную отделку под различные сорта древесины: под «орех», под «красное дерево» и т.д. Подготовку и обработку поверхностей под фактурную отделку производят так же, как и под высококачественную масляную окраску. Вначале на подготовленную поверхность наносят первый, грунтовочный, слой краски, цвет которого должен быть немного светлее, чем самые светлые места образца дерева. Связующим служит смесь натуральной олифы с растворителем - скипидаром или бензином в соотношении 1:1 с добавлением 3-5% сиккатива.

    Одним из прогрессивных методов отделки поверхностей строительных конструкций, улучшающих адгезию краски с отделываемой поверхностью, является окрашивание в электростатическом поле. При этом уменьшаются потери краски, сокращается туманообразование при окрашивании. Этот прогрессивный метод применяют главным образом в заводских условиях, когда изделие (конструкция) перемещается по конвейеру внутри окрасочной камеры, а краскораспылители находятся в неподвижном состоянии.

    Фактурная отделка стен и потолков. При производстве малярных работ может быть применен ряд художественных отделок: набрызг, разделка губкой, на­катка рисунка валиками, фактурная окраска, дающая на поверхности рельефные рисунки, роспись по трафарету, аэрографическая роспись и др.

    Отделка поверхностей под дерево, декоративный камень и шелк, аэрографические отделки, постановка трафаретов, вы­тягивание филенок и другое называется альфрейными работами. При этом получают мелко-, средне- и крупнозернистую фактуру отделанной поверхности, без бликов и скрывающую небольшие дефекты и шероховатость. Этот метод окрашивания позволяет экономить трудовые затраты на объекте,

    Окраска фасадов зданий производится силикатными, перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками, растворами из кремнийорганических полимеров и др. Краска на фасадах должна держаться как можно дольше - не менее 10 лет. Современные красители позволяют добиться этого, но требуются тщательная подготовка поверхности и качественное нанесение краски. Для удаления старой краски, грязи и копоти применяют водопескоструйные машины высокого давления, очищающие поверхности с помощью воды и песка. Машины отличаются давлением, которое они развивают - от 0,6 до 5 МПа, исполняются с электрическим, бензиновым или дизельным двигателем. Их применение позволяет повысить производительность труда примерно в 10 раз по сравнению с работой ручными инструментами.

    Процесс окрашивания фасада здания силикатными красками (срок службы на фасадах - до 50 лет и более) включает следующие операции:

      очистку поверхностей от загрязнений; нанесение на стекла снаружи меловой пасты или установку переносных щитов;

      грунтование поверхностей; смешивание разбавленного жидкого стекла с пигментной смесью и процеживание через сито с отверстиями диаметром 0,3 мм;

      окрашивание поверхностей; протирание стекол.

    Для приготовления силикатных красок пригодно только калийное жидкое стекло (обыкновенный канцелярский силикатный клей - натриевое жидкое стекло). Карбонаты калия из-за большой гигроскопичности не кристаллизуются.

    Окрашивать этими красками можно лишь жесткие подложки - кирпич глиняный и силикатный, керамические изделия. При окрашивании поверхностей на цементных вяжущих, предварительно необходимо обработать их 5%-м раствором щавелевой кислоты, иначе через несколько месяцев может произойти отслаивание покрытия от цементной подложки.

    Процесс окрашивания фасада здания перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками складывается из следующих операций:

    очистки поверхностей от загрязнений; нанесение на стекла снаружи меловой пасты или установки переносных щитов; огрунтовывания; шпатлевания; окрашивания поверхностей в два приема, протирания стекол. Для огрунтовывания применяется перхлорвиниловый лак 5%-й концентрации.

    Организация производства. Контроль качества. Требования техники безопасности . Малярные работы могут производиться в здании по этажам - горизонтальная схема, либо по секциям - вертикальная схема (более удобна в жилищном строительстве). Здание разбивается на примерно равные по трудоемкости участки (захватки), каждая из которых должна состоять из целого числа комнат, квартир, этажей и т.д. Захватка закрепляется за определенной бригадой, которая не­сет ответственность за качество работ и сроки их выполнения. Работа выполняется специализированной или комплексной бригадой. Бригады разбиваются на звенья, которые, двигаясь друг за другом в порядке технологической последовательности работ, образуют непрерывный поток. Количественный и квалификационный состав звеньев может изменяться в зависимости от назначения зданий и характера отделываемых поверхностей.

    Одним из вариантов состава бригады, работающей поточно-расчлененным методом, может быть следующий. Бригада делится на 6 звеньев. Каждое звено специализируется на выполнении отдельных процессов:

      первое звено готовит поверхности под шпатлевание механизированным способом;

      второе звено наносит шпатлевочные составы на потолки, стены коридоров и лестничных клеток;

      третье звено выполняет шпактлевание окон, дверей, по­лов, панелей в кухнях, санитарно-технических узлах, подмазывает плинтусы;

      четвертое звено очищает металлические поверхности от грязи и ржавчины, окрашивает панели в кухнях и санузлах, трубы и радиаторы, электрощитки, почтовые ящики, металлические ограждения лестничных маршей;

      пятое звено шлифует полы механизированным способом, окрашивает оконные переплеты и двери, огрунтовывает и окрашивает полы;

      шестое звено оклеивает стены обоями.

    При работе поточно-цикличным методом бригада разбивается на звенья, выполняющие разные виды отделки. Например, в бригаде из шести звеньев первое и второе окрашивают водно-мело­выми составами потолки и стены. Третье и четвертое звенья окрашивают стены и столярные изделия масляными красками. Пятое и шестое оклеивают стены обоями.

    При конвейерном методе производства малярных работ бригада состоит из нескольких звеньев. Каждое звено выполняет все малярные и обойные работы в отведенных ему квартирах.

    Окрашивание фасадов начинают с верхнего этажа с использованием подвесных механизированных люлек. При высоте зданий до 17 м работы можно вести с телескопических вышек, на зданиях высотой до 12 этажей применяют также люльки с ручным приводом. Работы выполняют, как правило, двумя звеньями с двух люлек. В каждой люльке работают два маляра, ко­торые производят все операции: поднимают и опускают люльку, очищают поверхности фасада, защищают стекла; при помощи краскораспылительной удочки огрунтовывают и затем окрашивают поверхности. По окончании работы оба маляра протирают стекла ветошью. Один маляр (на два звена) работает у малярной станции и обеспечивает подачу к рабочим местам малярных составов.

    Чтобы окраска была равномерной, прерывать работу рекомендуется только в местах архитектурных членений фасада (балконы, углы и т.д.).

    По окончании работ, а также в перерывах, продолжающихся более 30 мин, шланги кисти и удочки промывают растворителем (ксилолом или сольвентом). Неизрасходованную краску сливают в герметически закрывающуюся тару.

    Приемку малярных работ производят после высыхания водных красок и образования прочной пленки на поверхностях, покрытых масляными составами, эмалями или лаками.

    К качеству малярных работ предъявляются следующие требования. Окрашенные поверхности должны быть однотонными. Не допускаются следы от кисти, полосы, пятна, потеки, брызги, морщинистость, пропуски. Поверхности, обработанные валиками или губкой, должны иметь однородный рисунок.

    При высококачественной окраске не допускаются искривления линий и закрашивание сопряженных поверхностей, окрашенных в различные цвета; при улучшенной окраске указанные дефекты не должны превышать 2 мм, при простой -5 мм.

    Бордюры, фризы, филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении без видимых стыков.

    Для малярных работ не разрешается применять краски и растворители неизвестного состава без их анализа и разрешения органов санитарного надзора. В качестве растворителя запрещается использовать высокотоксичные вещества, вызывающие сильное отравление (этилированный бензин, бензол, четыреххлористый углерод) или имеющие повышенное аллергическое действие (скипидар).

    Необходимо следить за тем, чтобы на емкостях с краской (бидоны, бочки, банки) имелись этикетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом растворителя, номером партии, датой изготовления и массой. Металлическую тару для хранения лакокрасочных материалов следует закрывать крышками и открывать инструментом, не вызывающим искро­образования.

    Внутренние малярные работы с применением составов, выделяющих вредные для здоровья людей летучие пары, производят при открытых окнах или наличии вентиляции, обеспечивающей не менее двукратного обмена воздуха в час. При работе с нитрокрасками осуществляют сквозное проветривание. В зоне использования нитрокрасок находятся не более 4 часов и не производят работы, вызывающие искрообразование и связанные с использованием открытого огня (электропроводка должна быть выполнена во взрывобезопасном исполнении или обесточена).

    7 класс

    Основы технологии

    малярных работ


    Материалы для малярных работ

    При малярных работах используют различные по составу краски, которые содержат:

    • Красящий пигмент (сухие строительные краски)
    • Связующий материал (клей, олифу, смолы с растворителями)
    • Наполнитель (молотый мел, песок, тальк)

    Масляные краски

    Применяют для окрашивания древесины, металла, штукатурки внутри и вне помещений




    Свинцовые краски

    Ядовиты, предназначены для наружных работ, при условии защиты органов дыхания


    Водоэмульсионные краски

    Используются для окрашивания пористых поверхностей


    Это растворы смол в различных растворителях – высыхающих маслах или спиртах. Используются для покрытия деревянных и металлических поверхностей.



    Растворители

    Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т.д.


    Это красящие составы на основе лаков с добавлением красящих пигментов.



    Степень блеска

    Матовые материалы и полуматовые


    Степень блеска

    глянцевые

    материалы

    и полуглянцевые




    Инструменты для малярных работ

    Малярные валики

    Краскопульты


    Кисти для малярных работ

    а – маховая; б – макловица; в – ручники круглый и плоский


    Кисти трафаретные [а, б]

    и филеночная (в)


    Кисти для отделки

    окрасочного слоя

    а - щетка-торцовка;

    б, в – плоский и круглый флейцы


    Валики

    Валики - инструмент для окраски плоских поверхностей. Для водно-клеевых красок применяют валики с поролоновым покрытием (рис. а), для масляных и водно-клеевых - с меховым покрытием (рис. б, в).


    Приспособления для окраски

    а – тыльной стороны труб; б – труб; в – решетчатых ограждений; г – торцов оконных переплетов и дверных полотен; 1 – выталкиватель; 2 – неподвижная обойма; 3 -подвижна обойма с поролоновой пластиной; 4 – раздвижные валики; 5 – серьга; 6 -скоба; 7 – сжимное устройство; 8 – поролон


    Краскопульты





    • 1. Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.
    • 2. При окраске поверхностей проветривать помещение.
    • 3. Не касаться загрязненными в краске руками лица и предметов одежды.
    • 4. Не бросать в помещении пропитанные в краске тряпки.
    • 5. Не наклонять лицо близко к емкости с краской.
    • 6. По окончании работы старательно мыть руки с мылом.

    Практическая работа

    • Что такое малярные работы?
    • Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?
    • Что такое олифа? Где она используется?
    • Чем отличается эмаль от лака?
    • Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?
    • Какие инструменты применяют для малярных работ?
    • Что такое флейц?
    • Как изготавливают трафареты для нанесения рисунка на поверхность?



    erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок