6 стран с абсолютной монархией. Современные страны с абсолютной монархией

, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха . По отношению к политическому режиму централизованных западноевропейских монархий Нового Времени и поддерживавших его политических теорий применяется также родственный термину «абсолютная монархия» термин абсолютизм , как обозначающий идеологическую и государственную основу абсолютной монархии. Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и элит .


История

Понятие абсолютной монархии как формы организации власти восходит ещё кримскому праву . Так, известна формула юриста II века н. э.Ульпиана :лат. princeps legibus solutus est («Государь не связан законами»). Развитие абсолютизма как теории к XV—XVII векам связано с формированием понятиягосударства . К этому времени в западноевропейской политической мысли господствовала синкретическая модель, основанная на ученииАристотеля , — в ней не было чёткого разграничения уровней организации общества (правового, религиозного, политического, этического, социального, духовного). Опиравшиеся на учение Аристотеля концепции «раздельного суверенитета» (Филиппа де Коммина ,Клода Сейсселя и др.) предполагали приоритет сильной королевской власти, противопоставлявшейсятирании , и объединяли качества монархии, аристократии и демократии. В XV—XVI веках развивается и понятие государства, обозначавшего не «положение» короля, а абстрактную сущность — воплощение публичной власти. Большой вклад в формирование этого понятия внёсНикколо Макиавелли (трактат «Государь» , 1532 год) .

В 1576 году французский философЖан Боден в своем труде «Шесть книг о республике» представил теорию нераздельности суверенитета: высшая государственная власть полностью принадлежит монарху, однако абсолютная монархия не могла посягать на права и свободы подданных, их имущество (в противовес восточнойдеспотии , где монарх могпроизвольно распоряжаться жизнью и собственностью подданных). В то же время формируется теория «государственного интереса» (ей следовал, в частности, приверженец абсолютной монархии кардиналРишелье ), согласно которой монарх может нарушать права подданных в самых крайних случаях во имя спасения государства. В то же время, помимо рационалистических теорий, большую роль в идеологическом аспекте абсолютизма играли идея божественного происхождения института государственной власти. Эта идея укладывалась в характерный для эпохи образ мысли: король и элита образовываликонтинуум , человеческая воля ограничена рамками богоустановленного порядка . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархииЛюдовик XIV в своей афористической фразе «Государство — это я ».

Абсолютные монархии в части стран унаследовали отпредшествующей формы монархии представительные органы:кортесы вИспании ,генеральные штаты воФранции ,парламент вАнглии ,Земский собор в России и т. д.). Благодаря системе сословного представительства монархия могла получить поддержку знати, церкви городов в тех вопросах, которые она не могла решить самостоятельно (в соответствии с принципом сословно-представительной монархии «всё, что касается всех, должно быть одобрено всеми»). Усиление королевской власти произошло в конце XV—начале XVI века, особенно ярко это проявилось во Франции, Англии и Испании. Европейский абсолютизм практически формировался как система чрезвычайного управления, что было связано с требовавшими увеличения налогов войнами. Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии представительные органы были ликвидированы (земские соборы вРоссии ), государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советников, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. Ещё в Новое Время возникали и оппозиционные абсолютизму политические теории. По мнению религиозной оппозиции (главным образомпротестантской ), соблюдение права собственности и верность истинной религии формируют общественный договор, нарушение которого монархом даёт подданным право на восстание. Находились последовательные противники и у идеи божественного происхождения власти. Например, согласно кардиналуБеллармину , король получает власть не от бога, а от руководимого мудрыми пастырями народа. К XVII веку сложилось представление о том, что общественный порядок первичен по отношению к верности религии. Это представление нашло отражение в труде английского философаТомаса Гоббса «Левиафан» . Гоббс развивал идею абсолютных индивидов, которые находятся в состоянии «войны всех против всех» («Человек человеку — волк ») и под страхом смерти передают абсолютную власть государству. Таким образом Гоббс дал абсолютизму радикальное обоснование, но одновременно разрушил образ вселенной как идеальной сущности — интеллектуальную основу абсолютизма (пользуясь трудами Гоббса, в конце XVII векаДжон Локк сформулировал основыконституционного строя ) .


По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

Общие черты абсолютной монархии

При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степени централизации. С формально-юридической точки зрения в абсолютной монархии в руках главы государства — монарха — сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются: разветвленный бюрократический аппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия и полиция. Достигается централизация и унификация местного управления. Государство активно вмешивается в экономику, используя принципымеркантилизма для защиты национальных производителей. Для многих абсолютных монархий характерно наличие идеологической доктрины, в которой государству присваивается особая роль в жизни общества, а авторитет государственной власти непререкаем . Расцвет абсолютной монархии в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века.

Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в ЕвропеНового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий» . В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать склассовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин ) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев ). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (возникала потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией) .

Особенности абсолютных монархий в различных странах

Особенности абсолютной монархии в каждом отдельно взятом государстве определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции и, особенно, в Англии влияние буржуа на политику было значительно большим, чем в Германии, Австрии и России. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715). Парламент был полностью подчинён власти короля; государство субсидировало строительство мануфактур, велись торговые войны.

В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы. Парламент не был полностью подвластен королю; монарх мог обрести всю полноту власти лишь в сотрудничестве с парламентом, сохранялся контроль парламента над налогами. В связи с отсутствием мощного бюрократического аппарата на местах значительную роль играло местное самоуправление. Не была создана и мощная армия .

Сильная королевская власть установилась в Испании и Португалии (усиление абсолютизма пришлось на вторую половину XVI века, в Испании наиболее жёсткий режим установился при королеФилиппе II ). Эмиссионный, финансовый характер местной экономики, живущей за счёт серебряных и золотых приисков в Америке, не позволил формироваться классу крупных предпринимателей, и испанский абсолютизм, опиравшийся исключительно на аристократию, выродился в деспотию. В то же время системафуэрос обеспечивала определённое ограничение власти короля, но только на местном уровне.

В Германии и Италии, где национальные государства были образованы лишь в XIX веке, абсолютные монархии складывались сравнительно поздно (с XVII века) и не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных королевств, герцогств, графств и княжеств («региональный» или «княжеский» абсолютизм). В XVII веке произошло усилениеБранденбургско-Прусской монархии с милитаристским характером экономики и социального строя; проводилась политика меркантилизма, существовал жёсткий регламент воинской повинности дворян и крестьянского населения. В государстве австро-венгерских

Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления , близкой к диктатуре , при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха . Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, поскольку возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и элит .

В узком, строго научном смысле понятие «абсолютная монархия» совпадает с понятием абсолютизм и означает государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие абсолютной монархии как формы организации власти восходит ещё к римскому праву . Так, известна формула юриста II века н. э. Ульпиана : лат. princeps legibus solutus est («Государь не связан законами»). Развитие абсолютизма как теории к XV-XVII векам связано с формированием понятия государства . К этому времени в западноевропейской политической мысли господствовала синкретическая модель, основанная на учении Аристотеля , - в ней не было чёткого разграничения уровней организации общества (правового, религиозного, политического, этического, социального, духовного). Опиравшиеся на учение Аристотеля концепции «раздельного суверенитета» (Филиппа де Коммина , Клода Сейсселя и др.) предполагали приоритет сильной королевской власти, противопоставлявшейся тирании , и объединяли качества монархии, аристократии и демократии. В XV-XVI веках развивается и понятие государства, обозначавшего не «положение» короля, а абстрактную сущность - воплощение публичной власти. Большой вклад в формирование этого понятия внёс Никколо Макиавелли (трактат «Государь» , 1532 год) .

    В 1576 году французский философ Жан Боден в своем труде «Шесть книг о республике» представил теорию нераздельности суверенитета: высшая государственная власть полностью принадлежит монарху, однако абсолютная монархия не могла посягать на права и свободы подданных, их имущество (в противовес восточной деспотии , где монарх мог произвольно распоряжаться жизнью и собственностью подданных). В то же время формируется теория «государственного интереса» (ей следовал, в частности, приверженец абсолютной монархии кардинал Ришелье), согласно которой монарх может нарушать права подданных в самых крайних случаях во имя спасения государства. В то же время, помимо рационалистических теорий, большую роль в идеологическом аспекте абсолютизма играли идея божественного происхождения института государственной власти. Эта идея укладывалась в характерный для эпохи образ мысли: король и элита образовывали континуум , человеческая воля ограничена рамками богоустановленного порядка . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. Замечательно сформулировал смысл абсолютной монархии Людовик XIV в своей афористической фразе «Государство - это я ».

    Абсолютные монархии в части стран унаследовали от предшествующей формы монархии представительные органы: кортесы в Испании , генеральные штаты во Франции , парламент в Англии , Земский собор в России и т. д.). Благодаря системе сословного представительства монархия могла получить поддержку знати, церкви городов в тех вопросах, которые она не могла решить самостоятельно (в соответствии с принципом сословно-представительной монархии «всё, что касается всех, должно быть одобрено всеми»). Усиление королевской власти произошло в конце XV-начале XVI века, особенно ярко это проявилось во Франции, Англии и Испании. Европейский абсолютизм практически формировался как система чрезвычайного управления, что было связано с требовавшими увеличения налогов войнами. Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии представительные органы были ликвидированы (земские соборы в России), государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советников, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств. Ещё в Новое Время возникали и оппозиционные абсолютизму политические теории. По мнению религиозной оппозиции (главным образом протестантской), соблюдение права собственности и верность истинной религии формируют общественный договор, нарушение которого монархом даёт подданным право на восстание. Находились последовательные противники и у идеи божественного происхождения власти. Например, согласно кардиналу Беллармину , король получает власть не от бога, а от руководимого мудрыми пастырями народа. К XVII веку сложилось представление о том, что общественный порядок первичен по отношению к верности религии. Это представление нашло отражение в труде английского философа Томаса Гоббса «Левиафан» . Гоббс развивал идею абсолютных индивидов, которые находятся в состоянии «войны всех против всех» («Человек человеку - волк ») и под страхом смерти передают абсолютную власть государству. Таким образом Гоббс дал абсолютизму радикальное обоснование, но одновременно разрушил образ вселенной как идеальной сущности - интеллектуальную основу абсолютизма (пользуясь трудами Гоббса, в конце XVII века Джон Локк сформулировал основы конституционного строя) .

    По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

    Особенности

    Общие черты абсолютной монархии

    При абсолютной монархии государство достигает наивысшей степени централизации. С формально-юридической точки зрения в абсолютной монархии в руках главы государства - монарха - сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Создаются: разветвленный бюрократический аппарат с жёстко регламентированными функциями, постоянная армия и полиция. Достигается централизация и унификация местного управления. Государство активно вмешивается в экономику, используя принципы меркантилизма для защиты национальных производителей. Для многих абсолютных монархий характерно наличие идеологической доктрины, в которой государству присваивается особая роль в жизни общества, а авторитет государственной власти непререкаем . Расцвет абсолютной монархии в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютная монархия существовала до начала XX века.

    Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий» . В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой - дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (возникала потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией) .

    Особенности абсолютных монархий в различных странах

    Особенности абсолютной монархии в каждом отдельно взятом государстве определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции и, особенно, в Англии влияние буржуа на политику было значительно большим, чем в Германии, Австрии и России. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). Парламент был полностью подчинён власти короля; государство субсидировало строительство мануфактур, велись торговые войны.

    В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы. Парламент не был полностью подвластен королю; монарх мог обрести всю полноту власти лишь в сотрудничестве с парламентом, сохранялся контроль парламента над налогами. В связи с отсутствием мощного бюрократического аппарата на местах значительную роль играло местное самоуправление. Не была создана и мощная армия .

    Сильная королевская власть установилась в Испании и Португалии (усиление абсолютизма пришлось на вторую половину XVI века, в Испании наиболее жёсткий режим установился при короле Филиппе II). Эмиссионный, финансовый характер местной экономики, живущей за счёт серебряных и золотых приисков в Америке, не позволил формироваться классу крупных предпринимателей, и испанский абсолютизм, опиравшийся исключительно на аристократию, выродился в деспотию. В то же время система фуэрос обеспечивала определённое ограничение власти короля, но только на местном уровне.

    В Германии и Италии, где национальные государства были образованы лишь в XIX веке, абсолютные монархии складывались сравнительно поздно (с XVII века) и не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных королевств, герцогств, графств и княжеств («региональный» или «княжеский» абсолютизм). В XVII веке произошло усиление Бранденбургско-Прусской монархии с милитаристским характером экономики и социального строя; проводилась политика меркантилизма, существовал жёсткий регламент воинской повинности дворян и крестьянского населения. В государстве австро-венгерских Габсбургов , где национальные образования сохраняли сословно-представительные органы, абсолютная монархия установилась во второй половине XVIII века (при королеве Марии Терезии и её сыне Иосифе II).

    В абсолютных монархиях Скандинавии сохранялись элементы сословного представительства. В некоторых странах (например, в Речи Посполитой) абсолютная монархия так и не утвердилась (монарх пожизненно избирался сословно-представительным органом - сеймом) .

    Напоминающий европейский абсолютизм режим абсолютной монархии в России, окончательно сложившийся в XVIII веке, получил название самодержавия . Установление абсолютистского режима в России выразилось в прекращении созыва Земских соборов , ликвидации местничества , учреждении коллегий вместо системы

    В исторической ретроспективе такая форма монархии является наиболее распространенной. Она приходит на смену сословно-представительной, однако это историческое «правило» не всегда соблюдалось. Существует целый ряд стран, в которых не было сословно-представительной монархии. В первую очередь это страны Аравийского полуострова и Персидского залива. Конечно же, в них присутствовали органы управления помимо самого монарха (халифа), но они носили по большей мере совещательный характер. На практике получалось, что страной правил халиф, его главные государственные советники - шейхи, то есть представители богатой земельной аристократии, им же, в свою очередь, помогали старейшины, которые являлись своеобразными местными управленцами. Собственно говоря, была сильная, жесткая, централизованная власть, которая не терпела никого «непослушания». В Европе, в целом, абсолютная монархия проявлялась примерно в такой же форме государственного устройства.

    Соответственно, мы можем дать определение данному виду монархии:

    Абсолютная монархия -- это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без каких-либо ограничений.

    Важно при этом заметить, что правитель не только пользуется властью без ограничений, но и ни с кем не делит ее. Абсолютная монархия является исключительно наследственной.

    Какие же выводы можно сделать из приведенного определения? В чем суть? Суть в том, что, помимо безграничных возможностей монарха в своем государстве, при абсолютной монархии народ - это даже не подданные Его Величества, как при конституционной монархии, а слуги, которые, порой, превращаются в рабов, готовых служить вечно своему Господину и отдать жизнь, если будет нужно, за Него. Ведь, как это часто происходило и происходит по сей день, правитель любого государства зачастую преувеличивает и злоупотребляет своими полномочиями, хоть это строго запрещено законом, который он сам же принимал. А теперь просто представьте, насколько велик соблазн делать все, что «пожелает душа», по сути, такого же человека, как и все, когда, грубо говоря, все разрешено. Разве кто-нибудь устоит перед желанием сделать то, что для всех остальных запрещено и при этом четко знать, что за это ничего не будет. Достаточно абстрактное выражение, но сколько в нем конкретики.

    Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны, а точнее, какими законными полномочиями обладает монарх при абсолютной монархии:

    Монарх - единственный и неоспоримый источник власти.

    Монарх обладает высшей исполнительной, законодательной и судебной властями.

    Монарх обладает высшей духовной властью.

    Монарх является носителем государственного суверенитета.

    Монарх является главнокомандующим в армии.

    Абсолютно все люди в государстве, кроме самого монарха и его семьи, являются его слугами.

    А теперь только подумайте, сколько прав и полномочий вытекает из всего вышеперечисленного. Я бы сказал, что трудно найти то действие, которое монарх не имел бы права совершить, или то право, которым он не обладает. Если сказать прямо - таковых просто не существует. Вот так и получается, что он может все, и имеет право на все.

    И сейчас мы готовы сделать второй важнейший вывод об абсолютной монархии - монарху разрешены любые, правомерные или неправомерные, законные или незаконные, «умные или глупые», «хорошие или плохие», «нужные или ненужные» и прочие «манипуляции» с, кем бы Вы думали, народом, причем исключительно на «правовой» основе, то есть личном желании монарха. И самое главное здесь заключается в том, что народ готов и согласен «идти по этой дороге». И вот как раз в этом моменте и проявляется сущность монарха как человека, как личности, который «держит судьбу своего народа». Для ясности и понятности того, что я имею в виду, представьте себе человека, сидящего на королевском троне. На одном плече у него «сидит» ангел, на другом демон - вечный человеческий внутренний конфликт «плохого и хорошего», «нужного и желаемого». И вот демон говорит: «Ты Царь. Делай все, что хочешь. Тебе ведь за это ничего не будет. Никто даже не посмеет тебя в чем-либо упрекнуть, ведь все пред тобой склоняются и дрожат». И царь думает, правду же говорит, кто мне что сделает. Но тут говорит ангел: «Ты царь. Ты должен делать то, что нужно твоему народу. Помни, не они твои слуги, а ты их слуга. Ты призван Богом служить своему народу, ибо без него ты ничего не значишь». И тут возникает вопрос: «кому верить?». Можно говорить и делать все, что угодно, но народ ведь даже не подозревает, какой силой он обладает.

    Обратите внимание, что в словах демона и ангела слово «царь», написано с разных букв. Почему? Это зависит от того, какое значение придается самому царю. В связи с этим, хочется задать риторический вопрос: «легко или тяжело быть человеком, который обладает всей властью и абсолютной свободой?». И да, и нет. Делай все, что хочешь, но за твоими решениями стоят судьбы людей. Поступай так, как считаешь нужным, но вся ответственность лежит на тебе. Ведь при неумелом обращении, свобода просто «разорвет на части» любого человека. Исходя из этого, можно говорить о приемлемости абсолютной монархии в современном мире. Может быть, поэтому их осталось так мало?

    Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Для начала уточним, какие абсолютные монархии есть сегодня на политической карте мира. Это: Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней. Однако в сравнительно «чистом» виде, абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента, либо иного представительного органа. Вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. Но другие страны «ушли» недалеко. В них хоть и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти сохранился в традиционной форме. Конституции в них являются октроированными, то есть дарованными монархами. К тому же Коран имеет значительно большую юридическую силу. Парламенты же в этих странах крайне ограничены в своих функциях, и носят характер лишь совещательных органов. Но что примечательно, большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центральных и местных органах.

    Понятно, что монархия проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Но нам важно узнать и понять, как она влияет на каждую из них в отдельности.

    Политическая сфера. О сущности монархической политики Л. Тихомиров пишет так: «Политика монархическая есть именно политика Монархической Верховной власти в достижении тех целей, которые имеет государственная политика вообще. Разумная вероисповедная политика требует поэтому союза Верховной власти с теми ростками религиозного сознания народа, которые ведут к истинной религии». При этом абсолютную монархию в данной сфере можно охарактеризовать как «вечную и неизменяемую». Власть принадлежит монарху, монарх получил ее от Бога, и никто другой ей не может обладать. Эти три звена лежат в основе правления. Так было, есть и будет всегда. Изменение хотя б одного из них влечет к достаточно быстрому краху системы в целом. Все построено именно на однообразии мышления и беспрекословном подчинении. Здесь даже речи быть не может о таких вещах, как политические партии, политическое инакомыслие, борьба за власть и т. д. Всех, кто пытается заниматься подобными вещами, ждет весьма печальная участь. Правда, наличие формальных органов управления для обеспечения формальных прав и свобод народонаселения на бумаге не отрицается, а порой даже приветствуется.

    В своей книге Л. Тихомиров довольно часто ссылается на исследования П. Чичерина в области монархии. П. Чичерин указывает на следующие положительные и отрицательные стороны монархической государственности по отношению, в основном, к политике.

    К выгодным (положительным) он относит:

    Наилучшим образом обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

    Монархия по независимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит вне частных интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он в отношении народа есть не личность, а идея.

    В силу предыдущего монархия наилучше обеспечивает порядок. Монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений.

    Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.

    Крупной личности точно так же легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

    Слабые стороны монархии, по Чичерину, состоят в следующем:

    Замещение власти совершается не по способности, а по случайности рождения. Это ставит судьбы народа в зависимость от случайности: может родиться гений, но может родиться и малоспособный.

    Безграничная власть производит плохое влияние на некрепкую душу. Великая душа сдерживает себя. Слабый человек, напротив, превозносится или становится двоедушным. Противостать искушениям, окружающим власть, очень трудно, а когда на престоле царствует пророк, говорит Чичерин, то и подчиненное общество следует тому же примеру.

    К искушениям власти присоединяется лесть и ухаживанье окружающих. Монарх есть источник всех благ, и их стараются получить лестью и раболепством. Эти качества становятся господствующим качеством придворных и чиновных сфер. Вокруг монарха образуется мираж официальной лжи, заслоняющей истинное положение дел.

    Монархия легко переходит в произвол.

    Она легко предпочитает внешний порядок внутреннему. Отсюда беспорядки в управлении: "сверху - блеск, снизу - гниль".

    В случае произвола - право теряет ограждение, и Чичерин находит, что, даже и помимо злоупотреблений, монархия менее охраняет право, чем другие власти.

    Личная и общественная самодеятельность в монархии, по мнению Чичерина, ослабляется, исчезает инициатива. Монархия все и всех "опекает", и это ослабляет развитие народа.

    Важно заметить, что наиболее справедливой данная характеристика может быть именно для абсолютной монархии.

    Экономическая сфера. Официально, монарх - «хозяин и владелец» всех природных богатств государства. Он имеет полное право ими распоряжаться по своему усмотрения в целях улучшения благосостояния страны и населения. Красивые слова, но, на самом деле, за счет принадлежащих государству ресурсов идет весьма солидное личное обогащение денежными средствами приближенных к правителю людей. И, естественно, полученные средства (не все, конечно) идут на личные цели, совершенно не касающиеся государственных интересов. Такая ситуация не только на ресурсном рынке. Это касается всех экономических областей, так как все они «заняты своими людьми», которые их контролируют и регулируют в них отношения, пресекают любые попытки проникновения «со стороны». В итоге получается, что подобные страны мы можем, фактически, назвать частными. Однако в оправдание существующему порядку следует сказать, что люди, «управляющие экономикой» в этих странах, «знают свое дело», потому что если бы они его «не знали», то вряд ли бы долго «продержались» бы на своих местах. Однако как отмечает Л. Тихомиров: «экономическая политика государства имеет целью такую завершенность производственных сил нации, которая бы обеспечивала самостоятельность ее в удовлетворении своих нужд».

    Социальная сфера. Л. Тихомиров акцентирует внимание на том, что здоровое состояние социального строя особенно необходимо для монархического государства. Забота о социальном строе характеризует все эпохи процветания монархий, которые всегда относятся к нему крайне бережно, стараются не ломать его, а именно на нем воздвигать свои государственные построения. По этому поводу и говорят о природной сословности монархических наций. Несмотря на это, в странах с абсолютной монархией, как правило, весьма сильно проявляется социальный конфликт. Ярко выражено фактическое неравенство людей перед законом (правовой статус шейха и простого рабочего сильно рознится), происходит постоянное ущемление прав и свобод человека (под словами «ущемление прав и свобод» понимаются реальные ограничения в правах и «сдерживание» свободы человека, а не какие-то абстрактные, идеалистические понятия, которые усиленно продвигаются в Америке и Западной Европе). Однако социальную сферу сильнее всего затрагивает экономический резонанс в обществе. С одной стороны есть «верхушка», которая «имеет все», с другой - основная масса людей, у которой нет ничего. Как было сказано: «С общего стола им падают лишь крохи, которые случайно проронили сидящие за ним». То есть получается, что средний класс практически отсутствует. Это свидетельствует о колоссальной разнице между самыми богатыми и самыми бедными. Казалось бы, такое общество долго не просуществует. И вот тут, пожалуй, монарх «играет» свою важнейшую роль в обществе и государстве. Во-первых, он символизирует и олицетворяет единство народа. Во-вторых, он, образно выражаясь, говорит людям: «Какая разница, богаты вы или бедны. Вы все служите мне, для меня вы все равны и одинаковы». Фраза, подобная этой, произнесенная из уст правителя, настолько поднимает моральных дух народа, что тот продолжает верить в правдивость сказанного.

    Из-за разделения общества на сословия, возникла идея единого общегражданского строя. Л. Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» определяет ее следующим образом: «Эта идея общегражданского строя в настоящее время завоевала все умы. Он считается высшим звеном развития идеи государства и основой свободы. Строй сословный объявлен синонимом подневольности граждан и реакционности своих сторонников. Но теория общегражданского строя не сознает, что она создана собственно борьбой демократической идеи против монархической. Действительно, осуждение сословного строя произносится ему совместно с "неограниченной" монархией». В то же время Тихомиров отмечает, что сословный порядок составляет естественную принадлежность неограниченной монархии, где отдельные интересы имеют каждый свою организацию, и надо всеми возвышается объединяющая их власть. Но он (сословный порядок) неуместен в конституционном правлении, где представительство должно выражать не раздельные интересы сословий, а общий всем интерес государства.

    Духовная (религиозная) сфера. «Монархия возникает с таким содержанием народного духа и кончается с его уничтожением. Первая задача ее состоит, стало быть, в том, чтобы помочь нации сохранять и развивать это духовное содержание. Это составляет первую задачу и обязанность как в отношении нации, так и в отношении самой монархии, ибо свое нравственное содержание Верховная власть почерпает из нации. Когда оно есть в нации, оно передается неизбежно Верховной власти; иссякая в нации, столь же неизбежно иссякает и в Верховной власти. Отсюда является важность вопроса о правильном отношении монархической политики к религиозным верованиям и к тем учреждениям, которые ими создаются и объединяют религиозную жизнь нации». - Л. Тихомиров.

    Попытаемся сделать вывод о том, что это означает. Монарх является духовным лидером в стране. Без преувеличений, он занимает первый после Бога, который наделил его властью, и это абсолютно нормально. Ибо только в этом случае нельзя будет усомниться в правильности и правомерности его действий. На этом построена и держится вся система абсолютной монархии. Данная система является крайне консервативной. Изменения в ней происходят очень редко и идут слишком медленно. Как правило, подобные системы закостеневают и перестают быть гибким, а результатом этого становится несоответствие существующего государственного строя реалиям и потребностям общества. Это, в свою очередь, становится предпосылками народных волнений, которыми могут воспользоваться «жаждущие» власти люди. В результате может «вспыхнуть» революция, а как ее прямое следствие - смена государственной власти и установление новой системы, путем замены старой. Во избежание подобного, духовная власть монарха выходит на первое место. Он говорит: «Мне власть дана Богом. И то, что мы «имеем», и я делаю, на это тоже есть Божья воля». И народ снова радуется и ликует - он счастлив. Помимо всего прочего, монарх является идеалом человеческой нравственности.

    Военная сфера. Одно из приоритетных направлений развития общества и государства. Монарх, как было уже сказано, является главнокомандующим вооруженными силами. В средневековье король шел в бой вместе со своим войском, и это сильно поднимало моральный дух воинов. Они радостно кричали: «За короля!». Сейчас таково уже, естественно, нет. Однако во время военного положения, монарх является мощной объединительной силой, которая в самые «острые» и нужные моменты оказывает значительное влияние на ход разворачивающихся событий. И самое главное это то, что у народа появляется чувство морального долга, что он должен любой ценой защитить своего господина. Но при потере монарха, шансы населения защитить свою страну и победить в войне «падают в геометрической прогрессии», так как будет потерян смысл самой защиты.

    Международная сфера. Правитель является законным представителем своего государства на международной «арене». Только с его согласия заключаются все международные договоры, касающиеся его страны, то есть на договорах стоит его личная подпись.

    «В своем международном существовании, государство имеет целью сохранить и развить самого себя, союз своей нации (или наций). Международная политика его поэтому направляется на осуществление блага и интересов исключительно своего союза». - Л. Тихомиров из книги «Монархическая государственность»

    Думаю, что не стоит говорить, какое влияние имеет правитель в других сферах общества. Правда, своего «рабочего» времени у него на них практически не остается. Контроль там предоставлен доверенным лицам монарха.

    В заключение хочу добавить, что, помимо всех прочих функций, у монарха есть одна очень важная общественная. Он выполняет церемониальную функцию. Ни одно событие государственного масштаба не может пройти без его непосредственного участия. Как правило, правитель вначале выступает с речью, в которой говорит много общего, а уже потом начинается самое действие (открытие соревнований, например). Иными словами можно выразиться следующим образом: участие монарха является гарантом законности и правомерности происходящего. Если бы его там не было, то, грубо говоря, неизвестно, чем бы это могло обернуться для организаторов.

    В данной главе мы рассмотрели абсолютную монархию как форму правления. Узнали ее важнейшие особенности. Рассмотрели роль монарха в различных сферах жизнедеятельности общества. Сделали некоторые выводы о приемлемости такой формы правления на современном этапе развития общества и государства.

    Абсолютная монархия - это форма государственного правления. В условиях этой структуры судебная, исполнительная, законодательная, а также в некоторых случаях и духовная власть фактически и юридически сконцентрирована в руках одного правителя.

    Абсолютная монархия устанавливалась в разное время во многих государствах, существовавших до 18 века. По мнению историков, к этой форме правления страны той эпохи пришли естественным путем.

    Абсолютная монархия (в широком смысле) характеризуется как неограниченная власть, передающаяся по наследству. В узком смысле данная форма правления предполагает некоторые рамки. Так, например, в разных странах абсолютная монархия подчинялась представительным органам (кортесам в Испании, во Франции, Земским соборам в России).

    Вместе с этим, обладая даже безграничной властью, самодержец был вынужден считаться со своими подданными. Мнение народа при этом могло выражаться совершенно различными способами: от рекомендаций советников до восстаний и свержения царя.

    Абсолютная монархия в Англии достигла своего пика во время правления Елизаветы Первой Тюдор (1558-1603 гг.). Однако на Британских островах в своей классической форме эта власть так и не установилась. Во многом препятствовал тому парламент. Кроме того, не было ни армии, ни бюрократического аппарата.

    В разных странах абсолютизм обладал теми или иными особенностями. В большей степени они определялись влиянием тех или других слоев общества на внутреннюю политику в стране. Так, например, в Англии и Франции большим влиянием обладала буржуазия.

    Во второй половине 18 века абсолютизм перешел на следующий этап. Форма правления в этот период оказалась под влиянием идей эпохи Просвещения. Таким образом, сформировался

    С развитием и укреплением капиталистического строя в странах Европы существование абсолютизма стало сильно противоречить новым порядкам в обществе.

    В некоторых государствах (например, во Франции, России) противоречия между развивающимся обществом и ограничивающей его властью были решены революционным путем. Некоторые державы постепенно пришли к форме правления.

    На протяжении всего 19 века в мире активно развивалась парламентская власть. Земли, которые на протяжении веков управлялись королевскими семьями, меняли систему своего правления: граждане получили возможность выбрать своего правителя и парламент.

    Однако некоторые страны сохранили монархический уклад. Где сегодня сохранилась абсолютная монархия — примеры стран с таким способом управления рассмотрим далее.

    Список довольно обширный — содержит 41 государство . В основном это страны Азии, Европы, Полинезии, Африки. На сегодняшний день существует всего 12 абсолютных монархий в мире. Наибольшее их число расположено на Ближнем Востоке.

    • История абсолютизма
    • Объединенные Арабские Эмираты
    • Катар
    • Саудовская Аравия
    • Бруней
    • Королевство Свазиленд
    • Ватикан

    Основные положения системы управления

    Абсолютная или неограниченная монархия — это форма правления, при которой вся власть находится в руках одного человека , который управляет законодательной деятельностью, культурной и экономической жизнью страны. Если в государстве существует какой-либо совет или парламент, то его полностью контролирует монарх, либо орган состоит из прямых родственников главы государства.

    Дуалистическая монархия – это разновидность абсолютизма , при котором деятельность правителя формально регулируется парламентом. Однако у монарха сохраняются полномочия на роспуск парламента и право вето, поэтому фактически государством управляет он сам .

    История абсолютизма

    Впервые государства с абсолютной монархией появились в эпоху Нового времени.

    Абсолютная монархия в Европе зародилась в XVI-XVII веке , когда ослабла власть феодалов и перестали действовать сословные собрания.

    Неограниченная монархия расцвела к XVIII-XIX векам , в России конец абсолютного правления пришёлся на начало XX века.

    Это интересно! Увлекательная география: сколько Штатов в США

    Современный мир и абсолютная монархия

    На сегодняшний день сохранилось только 7 государств, которыми управляет абсолютный монарх. Наибольшее число абсолютных монархий расположено на Ближнем Востоке .

    Оман

    • правитель: султан Кабус бен Саид;
    • религия: ислам;

    Государство на юго-востоке Аравийского полуострова. В Омане родственники правителя не принимают большого участия в государственных делах, что нетипично для ближневосточного абсолютизма.

    В стране существует Консультативная ассамблея , члены которой назначаются монархом. Ассамблея изучает проекты законодательства и дает рекомендации по их усовершенствованию.

    Население: 4 млн человек (по данным 2014 года), при этом 1 млн – иностранцы, занятые в нефтедобывающей промышленности.

    Это интересно! НЭП и политика военного коммунизма: кратко о сути и причинах

    Объединенные Арабские Эмираты

    • правитель: эмир Халифа эн-Нахайнян;
    • религия: ислам;
    • основа экономики: добыча нефти, туризм.

    Объединенные Арабские Эмираты имеют федеративное устройство , куда входят 7 эмиратов – государств с неограниченной монархией. Главой ОАЭ является эмир самого крупного эмирата Абу-Даби (этот же город является столицей).

    Ежегодно в Абу-Даби собирается Высший совет союза, на котором присутствуют эмиры всех семи республик. Они определяют внешнюю и внутреннюю политику государства.

    Всего в стране проживает 9,3 млн человек, из которых 85% — трудовые мигранты.

    Это интересно! Когда и какую территорию занимала империя Карла Великого

    Катар

    • правитель: эмир Тамим бин Хамад Аль Тани;
    • религия: ислам;
    • основа экономики: добыча нефти.

    Катар находится на Ближнем Востоке, соседствует с Саудовской Аравией, представляет собой эмират. Он живет по принципам шариата , но это самое открытое из арабских сообществ .

    Катар – одна из богатейших стран мира.

    Саудовская Аравия

    • правитель: король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд;
    • религия: ислам;
    • основа экономика: добыча нефти.

    Самое крупное государство Аравийского полуострова. Его население – 31,5 млн человек (по данным 2015 года).

    Все министры назначаются королем, должности распределяются между его родственниками. Монарх также назначает членов парламента и судей.


    Саудовская Аравия живет по законам шариата .

    Поскольку уголовное право основано на этих законах, в стране официально низкий уровень преступности (обсуждать преступления запрещено), в то же время мало соблюдаются права человека , процветает торговля людьми.

    Саудовская Аравия – ключевой нефтедобытчик мира, на её территории находятся 24% нефтяных запасов планеты .

    Бруней

    • правитель: султан Хассанал Болкиахом;
    • религия: ислам;
    • основа экономики: добыча нефти.

    Официальное название Брунея — Государство Бруней-Даруссалам.

    Население – 401 890 человек (по данным 2011 года). Одна треть брунейцев проживает в столице, большинство жителей сосредоточено в районе нефтяных месторождений.

    Добыча нефти превратила Бруней в самое богатое государство Азии . Страна активно торгует с Японией, Индонезией, Южной Кореей и Австралией.

    С 2014 года Бруней живет по законам шариата.

    Королевство Свазиленд

    • правитель: король Мсвати III;
    • религия: христианство;
    • основа экономики: сельское хозяйство.

    На карте мира Свазиленд можно найти на Юге Африки.

    По оценке 2009 года, всего в стране проживает 1,2 миллиона человек . В основном жители государства занимаются сельским хозяйством: выращивают сахарный тростник, кукурузу, хлопчатник, табак, рис, цитрусовые и ананасы.

    Ватикан

    • правитель: папа Римский Франциск I;
    • религия: католицизм;
    • основа экономики: церковные пожертвования, туризм.

    Абсолютная монархия в Европе представлена Ватиканом. Ватикан – город-государство с теократической монократией. Папа Римский – Правитель, он избирается кардиналами на пожизненный срок.

    Ватикан находится на северо-западе Рима, со всех сторон страна окружена итальянскими землями.

    Население Ватикана – около 1000 человек (по подсчетам 2014 года).

    Подавляющее число людей служат католической церкви, это единственный способ получить ватиканский паспорт . После того, как священник закончит служить в Ватикане, его паспорт аннулируется.

    Формы правления: Монархия

    Монархия и современный монархизм

    Остается открытым вопрос, сохранятся ли монархические государства в будущем. С одной стороны, такая система управления гарантирует сплоченность страны , её цельность. С другой стороны, многие современные страны с абсолютистской формой правления не соблюдают права человека , что осуждается международным сообществом. Неизвестно, сколько и какие абсолютные монархии на карте будут через сто лет.


    Это интересно! Российский капитализм: как совершалось экономическое развитие России в начале 20 века

    Отличительные черты и особенности абсолютной монархии

    Отличительными чертами абсолютной монархии являются:

    • централизация всех властных полномочий;
    • жесткая иерархическая структура государственного управления;
    • наследный характер передачи власти;
    • власть монарха не может быть ограничена.

    В Европе расцвет абсолютизма пришелся на XIV – XVI века. В современном мире также сохранились несколько государств с неограниченной властью.

    Как форма правления абсолютная монархия появилась во времена Древнего Египта, Древнего Китая. Там вся полнота власти была сосредоточена в руках императора и фараона. Они были верховными судьями, главнокомандующими армий. Некоторые историки считают, что форму правления в древних государствах можно отнести к деспотии, а не к абсолютизму в современном его понимании.

    Основы абсолютизма были заложены еще в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана – Государь не связан законами (источник: Википедия). В Европе большой вклад в формирование абсолютной монархии внес Никколо Макиавелли. В своих трудах он описал теоретические основы и особенности неограниченной власти монарха.


    Особенностью абсолютизма в Средние века и в настоящее время, например, в Ватикане, являлось обожествление власти монарха. Это было выражено в церемонии одобрения (коронации) короля или царя в церкви. Связано это с тем, что в то время влияние церкви было огромно. Она доминировала во всех областях общественной жизни.

    Абсолютная монархия в Европе

    Появление абсолютизма в Европе было обусловлено изменением общественных отношений. К примеру, во Франции власть фактически принадлежала крупным землевладельцам (королю принадлежало только около 30% земель). Сословно-представительные органы имели неограниченное влияние на короля. Землевладельцы могли заставить короля принять любой закон, который им был выгоден. С развитием городов появляется новый класс буржуазии. Непрекращающиеся войны приводят к увеличению расходов. Появилась необходимость объединения, установления сильной власти.

    Централизацию власти поддержали представители церкви. В тот период произошло слияние государства и церкви. Практически все посты в органах власти занимали священнослужители.


    Земли переходят в собственность государства, сословно-представительные органы теряют свое влияние, развивается новая иерархия власти. Появляется регулярная армия, органы правопорядка. Законы, издаваемые королем, обязательны для исполнения по всей территории страны. Города утрачивают право на самоуправление, градоначальники назначаются королем.

    По мере развития экономических отношений неограниченная монархия утратила свое значение, стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния буржуазии. Возникшие противоречия привели к смене абсолютной монархии на конституционную, например, в Великобритании, и насильственному свержению государя, например, во Франции.

    Отличительными чертами неограниченной монархии в Великобритании было сохранение функций парламента, отсутствие регулярной армии, разветвленного аппарата управления на местах.

    В Германии и Италии (так как централизованные государства формировались позже) неограниченная монархия выражалась во власти местного князя.

    В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до начала XX века.

    Современные государства с абсолютной монархией

    В настоящее время сохранились несколько государств с такой формой правления. Это:

    1. Ватикан – теократическое государство, вся власть в котором принадлежит главе католической церкви - Римскому Папе.
    2. Королевство Саудовская Аравия , согласно основному закону государства, является теократической абсолютной монархией, хотя номинально власть короля может быть ограничена нормами и правилами шариата.
    3. Королевство Свазиленд – в руках короля сосредоточена исполнительная власть. Номинально высшим законодательным органом является парламент страны, однако, фактически он исполняет только консультативную функцию.
    4. ОАЭ – государство, объединяющее в форме федерации, несколько эмиратов с абсолютной властью монарха. Президентом федерации является эмир Абу-Даби, а премьер-министром – эмир Дубая. Высший совет, в который входят все эмиры стран ОАЭ, является верховным органом в стране.
    5. Султанат Бруней – тоже является теократическим государством с неограниченными полномочиями султана. В стране номинально существует парламент, однако, состоит он только из родственников султана.
    6. Султанат Оман можно охарактеризовать как классическую абсолютную монархию. В руках султана Омана сосредоточена вся полнота власти. Он является премьер-министром, министром иностранных дел, финансов, обороны и исполняет обязанности директора Центрального банка страны.
    7. Эмират Катар – в государстве действует Конституция, согласно которой страна является абсолютной монархией. Эмир единолично назначает всех членов правительства и консультационного совета.

    В современном мире широко распространены демократические формы правления, такие, как парламентская или президентская республика. Но в то же время существует сорок одна страна, где сохранилась монархия, причем имеющая различные формы. Европейские страны с монархией - это Ватикан, Монако и Лихтенштейн. Есть эта форма правления и в Африке. Можно назвать Лесото, Марокко и Свазиленд. Современная монархия обладает множеством лиц, и закрепилась как на Ближнем Востоке, так и в демократической Европе. Например, конституционная монархия, когда король имеет минимальную власть либо монарх полностью лишен её, и сохраняет свой трон как дань традициям: Великобритания, Япония. Но, в то же время, существуют страны с абсолютной монархией, при которой вся полнота власти концентрируется в руках одного правителя. Об этом идёт речь в статье.

    Абсолютная монархия - её характеристика

    Форма управления государством, называемая абсолютной монархией, характеризуется тем, что страной правит один человек. Законодательная власть, а также исполнительная и судебная сконцентрирована в руках монарха. Можно упомянуть такие страны сабсолютной монархией, как Саудовская Аравия, Оман, княжества ОАЭ, Катар.

    Правит страной монарх, при котором действует совещательный орган или парламент (в него входят наиболее уважаемые лица). Однако все решения последнего, тем не менее, требуют согласия коронованной особы. Роль конституции играет священная книга мусульман - Коран. Совет семьи в арабских формах абсолютной монархии - это неформальное учреждение, куда кроме родственников монарха входят пользующиеся особым почетом знатоки Корана. Были случаи, когда семейный совет (например, в Саудовской Аравии) низлагал короля, а на его место избирался новый из членов семьи. Монарх не только правит страной, но и объединяет светскую и духовную власть, занимая высший духовный сан. Он считается имамом в стране, где мусульманская религия признана государственной. Поэтому современную абсолютную монархию, существующую на Ближнем Востоке, называют абсолютистско-теократической.

    Несмотря на то, что страны с абсолютной монархией сформировались на основе феодальной аристократии, они ныне процветают благодаря нефтяным богатствам. Большая часть власти сосредоточена у крупной финансовой буржуазии. Страны Персидского залива, где сохраняется монархия и нет парламента и конституции, превратили своих граждан во вполне состоятельных людей. Например, там существует общедоступная бесплатная медицина, бесплатное обучение и содержание в самых престижных учебных заведениях мира. Государство предоставляет молодым семьям жильё. Арабские страны с абсолютной монархией являются социальными государствами, нацеленными на рост благосостояния народа.

    Султанат Оман

    Рассматривая страны с абсолютной монархией, можно остановиться в качестве примера на султанате Оман. Это государство, расположенное в Юго-Западной Азии, не имеет конституции, её роль выполняет Коран. Правительство выбирается самим монархом. Оно называется Совет государства. Первое его заседание прошло в 1998 году. Кроме него существует ещё Совет Шуры, руководитель которого назначается королем. В ведении Совета Шуры находятся обсуждения пятилетних планов развития, заботы об экологии, обращения к султану с выражением своего мнения. Только султан может решать международные дела. Посты крупных государственных чиновников, премьер-министра, губернаторов обычно принадлежат родственникам короля.

    Чем же монархия превосходит прочие формы правления? Прежде всего - это возможность обеспечить стране целостность и дать ей равновесие. Конечно, эта форма правления не сможет автоматически решить все экономические, социальные и политические вопросы. Но в то же время государства с абсолютной монархией представляют собой стабильные образования на политическом и социальном уровне.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок