Проект по туризму«Туризм как средство оздоровления и приобретение навыков безопасности младших школьников». Проект на тему: «развитие туризма в современном мире: история и перспективы

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1 Актуальность темы

1.2 Основные особенности туризма

2. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ

3.ВЫВОДЫ

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы .

Туризм – одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма – длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели и совокупного экспорта страны.

Казахстан с получением независимости открыл перед собой большие перспективы в развитии туризма. Сейчас республика прилагает усилия по привлечению иностранных туристов, но недостаточно укомплектованная, устаревшая материально-техническая база, низкий сервис и большое количество затрат на туристические услуги отталкивают туристов от нашей стра­ны. Развитие туризма, а в особенности международного, дало бы возможность увеличению притока валюты, пополнению бюджета, сокращению , расширению рынка рабо­чих мест, повышению доходов населения и уровня жизни и, в конечном итоге к процветанию и устойчивому развитию Рес­публики Казахстан.

В настоящее время проявляется интерес к туризму и в Жамбылской области, обладающей большим туристским потенциалом, но занимающей незначительную долю в мировом тури­стском потоке. Интерес в Казахстане к туризму выражается, прежде всего, в форме правового обеспечения государством этой сферы деятельности.

1.1 Основные особенности туризма

В Жамбылской области есть огромный потенциал для развития туризма.

В Жамбылской области можно развивать разнообразный туризм, и особенно экстремальные его виды. «Отроги гор Каратау, Таласского и Киргизского Алатау подходят для альпинизма и экстремального туризма.Можно включить в программу туров прыжки с парашютом, полеты на параплане и тому подобное. Водохранилище Терс-Ащибулак, Алаколь, Биликоль удобны для водных развлечений. На просторах жамбылских степей можно проводить приключенческие туры. В общем, в нашей области можно найти всё - от пустынь до альпийских лугов».

Однако в настоящее время природный потенциал региона практически не находит применения в туристской сфере. Турфирмы региона в основном нацелены на выездной туризм, визовые услуги и продажу авиабилетов. Экскурсиями по области турфирмы занимаются мало, предлагая, как правило, 1-2-дневные туры с посещением исторических или природных достопримечательностей.

«Сегодня туроператоры региона не имеют конкретного представления, какой вид туризма необходимо развивать, а. - Наблюдается слабая маркетинговая составляющая туристических предприятий.

«Превращение Тараза и Жамбылской области в центр туристской индустрии является одной из основных задач. Сфера туризма может наряду с торговлей приносить значительную часть поступлений в областной бюджет. Тем более, что потенциал нашей области в этом направлении неограничен. Для развития внутреннего туризма нужно, в первую очередь, взаимопонимание и сотрудничество туроператоров и государства»

Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции.

Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний пуризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнк-туре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг.

2.1 Общая характеристика Жамбылской области

Жамбылская область, расположенная на юге Республики Казахстан, образована в 1939 году. В географическом отношении ее территория в основном равнинная.

Территория области занимает 144,2 тыс. кв. км. Расстояние с севера на юг составляет 360 км, с востока на запад 480 км. В области 10 районов, город областного подчинения - Тараз и 3 города районного подчинения - Каратау, Жанатас, Шу.

10 административных районов включают: Жамбылский, Байзакский, Жуалынский, Сарысуский, Таласский, Мойынкумский, Кордайский, Шуский, Меркенский и район Турара Рыскулова.

В области проживает 1 млн. человек постоянного населения. Население представлено более, чем 100 национальностями и народностями. 65% постоянного населения составляют казахи. Следует, отметить, что территория области заселена неравномерно наиболее густо населены предгорья.

Характерная особенность климата области – значительная засушливость и резкая континентальность.

Флора и фауна природных ландшафтов обширна и разнообразна. Растительный мир области насчитывает более 3 тыс. видов. Общая площадь охотничьих угодий составляет 13,9 тыс.га, в них обитает свыше 40 видов животных.

Рыбохозяйственный фонд, занимающий площадь 27,8 тыс.га, состоит из 81 водоема, из них 59 водоемов пригодны к рыбохозяйственной деятельности. Из крупных водохранилищ выделяются Тасоткельское и Терс-Ашибулакское. Преобладающими промысловыми видами рыб являются толстолобик, белый амур, карп, сазан, судак, лещ, краль, вобла.

На территории области функционируют 3 заказника:

Государственный природный заказник «Урочище «Бериккара» (комплексный) занимает площадь 17,5 тыс.га, где можно встретить более 50 видов особо ценных древесно-кустарниковых и травянистых растений, занесенных в Красную книгу, а из животных - архара, индийского дикобраза, райскую мухоловку;

Государственный природный заказник «Урочище «Каракунуз» (ботанический), общей площадью 3,07 тыс.га, расположен в западных отрогах Заилийского Алатау. Плодовые насаждения яблонь, вишен, алычи, винограда сменяются участками кленового леса, белой акации, шелковицы, грецкого ореха;

Андасайский государственный природный заказник (зоологический), общей площадью 1000 тыс. га, расположенный по правому берегу реки Шу к западу от с. Мойынкум. В растительном покрове преобладают ковыль, типчак, биюргун, редкие эфемеры, саксаул черный, заросли кустарниковых ив. Животный мир представлен архарами, куланами, джейранами, косулями, кабанами, зайцами, фазанами, куропатками.

По своей направленности область является индустриально-аграрной, 23,8% валового выпуска приходится на промышленность, 20,2% - сельское хозяйство, 16,6% - транспорт и связь, 6,5% - строительство 9,2% -торговля, 23,7% - прочие отрасли. В 7 сельских районах области преобладает аграрный сектор, в остальных трех развита промышленность, благодаря наличию крупных горно-рудных комплексов. Значительный вклад в развитие промышленности области вносится предприятиями областного центра – города Тараз.

Жамбылская область является уникальной базой фосфоритового и плавикошпатового сырья. На ее территории сосредоточены 71,9% балансовых запасов фосфоритов республики, 68% плавикового шпата, 8,8% золота, 3% меди, 0,7% урана. Область богата цветными металлами, баритом, углем, облицовочными, поделочными и техническими камнями, строительными материалами.

В пределах Шу-Сарысуской впадины разведано несколько месторождений природного газа. С начала разработки Амангельдинского газового месторождения пробурено 18 скважин, с суточной подачей голубого топлива до 820 тыс.куб.метров. Завершается строительство минизавода по переработке газового конденсата. Население области обеспечивается собственным газом.

Перспективные месторождения свинцово-цинковой минерализации выявлены в Шу-Илийском регионе. Осуществляется добыча медной руды на Шатыркульском месторождении полиметаллов Шуском районе.

Область занимает 3 место в республике по количеству разведанных запасов подземных вод. Выявлено 40 месторождений с утвержденными эксплуатационными запасами 4520,94 тыс.м3/сут.

В пределах Жамбылской области разведано 2 месторождения лечебных минеральных вод: Меркенское, с утвержденными запасами 0,518 тыс.куб. метров в сутки, и Узынбулак-Арасан; установлено более десятка проявлений и участков подземных вод по химическому составу, близких к минеральным.

Область имеет большие возможности для развития туризма, как внутреннего, так и международного. Через нее проходил участок Великого Шелкового пути: с.Сайрам-Тараз-Акшолак-ст.Акыр-тобе-Кулан-Мерке-Шу-Аспара-Кордай, по пути которого расположены интереснейшие памятники истории и культуры.

Область включена в Государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».

В Жамбылской области 1 080 памятников, из них памятников археологии - 844, истории -111, архитектуры - 97, монументального искусства - 28.

2.2 Особенности в развитие туризма Жамбылской области

Учитывая, что область находится на оживленном участке Великого шелкового пути, имеет богатую историю, множество исторических памятников, загадочный городище Акыр-тас, живописный ландшафт, места проведения рыбалки, туристскими фирмами основное внимание уделяется развитию внутреннего и въездного туризма. Туристическими фирмами Жамбылской области, в том числе исторические от древнего до современного Тараза. Экологические - ведь Южный Казахстан - это мир контрастов. Снежные вершины и глубокие каньоны, арчовые леса и широкие степи, горные реки и озера в пустыне, современные поселения и развалины древних городов – все это можно увидеть на сравнительно небольшой территории.

В настоящее время на рынке туристических услуг области, имеющих государственную лицензию и 4 санаторно - курортных здравниц.

Население Южного Казахстана, сохранившее традиционные обычаи, культуры, кухню и ремесла, гостеприимно и доброжелательно. Питание организовывается по желанию туристов в ресторанах и в многочисленных уютных кафе на территории города.

В Жамбылкой области, которые имеют ценность для развития экотуризма, к примеру, Северный регион Западного Тянь-Шаня в Жамбылской области. Уникальная флора и фауна, многие растения, из которых занесены в Красную книгу.

2.3 Природные объекты Жамбылской области

Низовья ущелья «Коксай» и прелегающий к ним каньон Коксай в предгорной долине Жуалынского плата, Таласский Алатау Западного Тянь-шаня.

Низовья ущелья Коксай представляют собой буферную зону заповедника Аксу-Жабаглы, имеющего административного подчинение Южно-Казахстанской области. Эта территория представляет собой ценность лесных биоценозов, представленных тугайными лесами, арчевыми редколесьями, горными субальпийскими лугами и лугостепями. Основные древесные породы тугайных лесов ущелья составляет редкие и исчезающие виды березы таласской и тянь-шаньской, мелколиственной ивы, туркестанской рябины, кустарниковой и древовидной арчи.

Горные степи и луга имеют богатый видовой состав, который является генофондом ценных, декоративных и лекарственных видов, как, например, зверобой, тысячелистник, зезифора, коровяк, тмин самаркандский, кипрей, ромашка пахучая, шалфей мускатный, эфедра хвощовая, различные виды тюльпанов, водосбор темно-пурпурный, ятрышник, аконит таласский.

Каньон и ущелье – одни из самых выдающихся объектов природного наследия населения Жамбылской области. Ущелье и каньон пользуется большой популярностью у иностранных туристов, посещающих республиканских заповедник Аксу-Жабаглы Южно-казахстанской области. Ориентировочная площадь -10 тыс. га.

Район ущелья «Макпал», Киргизский Алатау

Ущелье «Макпал» расположено на северных склонах Киргизского хребта в среднегорной зоне – высоты 2800м. Ущелье уникально своими тугайными лесами из редких эндемичных видов: березы таласской и тянь–шаньской, дикорастущими яблонями Сиверса, груши Регеля, боярышника. Ущелье имеет альпийские и субальпийские луга с богатым видовым разнообразием декоративных и лекарственных трав, среди них краснокнижные и исчезающие виды: пион, тмин, солодка, девясил, горечавка, вероника, ирисы, тюльпаны Грейга, Кауфмана, Альберта и др.

Район ущелья «Бескызыл» Киргизского Алатау.

Ущелье расположено на северных склонах Киргизского Хребта. Высоты ущелья с участками вечных снегов достигает до 3800 м. Уникальность горных лугов ущелья –большое распространение эндемичного краснокнижного растения –эремуруса. Начиная с предгорий, красиво цветущие белые соцветия эремуросов образуют целые поля – незабываемое зрелище, которые мы не встречали более нигде.

Ориентировочная площадь -20 тыс. га.

Административное расположение – Рыскуловский район Жамбылской области.

Район ущелья «Шалсу-Талдысу», Киргизский Алатау.

Район уникален по ландшафтному и биологическому разнообразию. Ущелье имеет крутосклонный рельеф, скальные каньоны, водопады, мореные озера, горные речки с чистой и прозрачной водой.

Ущелье представляют собой ценность как места обитания таких редких животных, как снежный барс, архар, косуля, рысь, медведь.

Живописные ландшафты со снежными вершинами, скальными башнями, целебный воздух арчевых редколесий, чистая горная вода, высокотравные горные луга – все это дает хорошую возможность для проведения познавательных и оздоровительных экскурсий.

Административное расположение – Рыскуловский район Жамбылской области.

Район Ущелий «Кара-Арча» - «Шошкалы», Киргизский Алатау.

Ущелья «Кара-Арча» и «Шошкалы» расположены в среднегорной части Киргизского хребта. Ущелья популярны среди Жамбылских туристов благодаря хорошим подъездным путям, живописности, наличию исторических памятников – у подножия ущелья расположен загадочный и грандиозный историко-археологический памятник городище - Акыртас, который вызывает интерес не только ученных всего мира, но и многочисленных паломников.

В ущелье имеются чистые ручьи с родниковым питанием. Растительный мир характерен для теплого пояса среднегорий – тугайные леса с высокими роскошными ивами, яблоней Сиверса, боярышником, кленом Семенова. Также встречаются редкие и эндемичные виды первоцветов, декоративные и лекарственные травы: различные виды тюльпанов, ирисов, луки пскемский и каратауский.

Ориентировочная площадь -20 тыс. га.

Административное расположение – Байзакский район Жамбылской области.

Каратау – Биликольская природная зона.

Каратау – передовой хребет Западного Тянь-Шаня. Это низкогорная реликтовая страна, сохранившая ценозы третичного периода. На территории Жамбылской области – Беликольская природная зона. Она включает северо - восточные склоны хребта Каратау и прилегающие к ним предгорные равнины со степными озерами. Флора Каратау богата эндемичными редкими ценными видами, что создает ему славу ботанического музея. Например, в верховьях ущелья Беркара растут всего несколько экземпляров тополя беркаринского – дерева, которое не встречается более нигде в мире. Богатое видовое разнообразие растительного и животного мира. Только в Каратау, и более нигде в мире, обитает редкая и исчезающая популяция каратауского архара. В настоящее время на северо-восточных склонах на территории Жамбылской области, включающий 5 ущелий: Саясу, Журунсай, Беркара, Чимырбайсай и Аксакалсай.

Ориентировочная площадь -60 тыс. га.

Административное расположение – Жуалынский район Жамбылской области.

2.4 Культурные и религиозные туристические объекты

Уникальные туристские объекты, характеризующих данный регион.

Всего в Жамбылской области по данным ГУ Дирекция по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры акимата Жамбылской области на государственном учете состоит 1 080 памятников, из них памятников археологии - 844, истории - 111, архитектуры - 97, монументального искусства - 28. Из них наиболее туристски привлекательными считаются следующие:

Древний город Тараз. Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города. Тараз - древний и самый крупный торгово-административный центр по трассе Шелкового пути VII - VIII века, сведения о котором в письменных источниках появляются уже в 568 году н.э.

В настоящее время считается, что древнему городу Таразу более 2000 лет. Город был основан на пути Великого Шелкового пути, благодаря которому получил большое торговое и политическое значение.

Интересны для туристов памятники в самом городе Тараз. Всего на территории города 6 памятников археологии (городища Тараз и Торткуль 1 - 17 вв., усадьба Тонкерис 6 - 12 вв.), 13 памятников истории, 53 памятника архитектуры и градостроительства, отражающих периоды формирования планировочной структуры и застройки исторической части города, 7 - памятников монументального искусства.

Мавзолей Айша-Биби. Уникальный памятник средневековой архитектуры ХІ - ХІІ вв., расположенный в Жамбылском районе на окраине с. Айша биби, в 20 км западнее г. Тараз. Мавзолей Айша-биби - единственный памятник не только на территории Казахстана, но и всей Средней Азии, целиком облицованной резной терракотой. Внесен ЮНЕСКО в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества.

Мавзолей Бабаджа Хатун. Распложен в Жамбылском районе вблизи мавзолея Айша биби, также является уникальным архитектурным памятником ХІ - ХІІ вв. Знаменит своим оригинальным 16-ти ребристым зонтичным куполом двойной кривизны. Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет по существу прямых аналогов в современной ему среднеазиатской архитектуре.

Мавзолей Карахана (Аулие – Ата), ХІ в. расположенный в центральной части г. Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра. Мавзолей входит в культово-мемориальный комплекс, сформированный на территории средневекового Тараза. Постройка была возведена в эпоху караханидов в ХІ в.

Мавзолей Дауытбека ХІІІ в. (Шомансура) входит в мемориально-культовый комплекс вместе с мавзолеем Карахана. Мавзолей традиционной портально-купольной формы построен над могилой крупного военачальника ХІІІ в.

Архитектурный комплекс Тектурмас Х – ХIV вв. - одно из древнейших культовых мест, построенное на правом берегу р. Талас в юго-восточной части г. Тараз, на холме, возвышающемся над окружающей местностью. Тектурмас считается местом погребения святого Султан-Махмуда-хана. Комплекс начал формироваться еще в VII – XІ вв., до проникновения ислама.

Дворцовый комплекс Акыртас VIII-IХ вв. (район Т. Рыскулова) - загадочное и интереснейшее сооружение на территории не только Жамбылской области, но и Казахстана. История изучения Акыртаса продолжается более 130 лет, но он продолжает удивлять. Расположен в 40 км, восточнее г. Тараза, 6 км южнее железно-дорожной станции Акшолак, у подножья Киргизского Алатау.

В настоящее время на территории комплекса ведутся археологические раскопки, возглавляемые институтом археологии и этнографии при Национальной академии наук РК. В дальнейшем планируется создание музейного комплекса в рамках республиканской программы «Культурное наследие».

Мечеть Каракожа нач. ХХ в. - многокупольный квадратный комплекс, выстроенный из жженого кирпича. Уникальность этого памятника в том, что арочна - купольная композиция мечети включает девять равновеликих куполов. Мечеть расположена в Таласском районе на окраине с. Сеилбек на открытой ровной местности.

Восточная баня Кали – Юнуса , конец ХІХ в. (г. Тараз). Здание бани построено в конце ХІХ в. жителем г. Аулие - Аты. При строительстве использовались принципы архитектурной композиции и отопительной системы восточных средневековых бань.

Мечеть Абдыкадыра нач. ХХ в., расположена в г. Тараз по ул. Абая, строение 5. Художественную ценность представляет входная часть комплекса, сохранившаяся от первоначальной постройки - единственный на территории области образец монументального сооружения типа «дарбаза».

3.ВЫВОДЫ

Для решения основных проблем в туризме нашего региона нужно решить следующие задачи:

Создание благоустроенных туристско-рекреационных зон в местах традиционного отдыха туристов;

Освоение дополнительных видов туризма, не наносящих урона природным ресурсам (основные туристские маршруты Жамбылской области).

Особое внимание уделяется развитию внутреннего, нацио­нального, туризма.

В связи с этим актуальными являются ха­рактеристика существующей в Жамбылской области материально-техниче­ской базы туризма и анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма Республики Казахстан: транс­портной сети, предприятий гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые го­сударства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.

Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций, которые вносят вклад в развитие туризма и проводят протекционистскую политику в рамках отдельных стран и регионов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анискин Ю. П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. - М.: РМАТ, 1997.

2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.

3. Бутлерова Н. В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1999.

4. Гвозденко А. А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Гуляев В. Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). - М.: Финансы и статистика, 1998.- С.

6. Квартальное В. А. Мировой туризм на пороге 2000 года: про¬гнозы и реальность. - М.: Финансы и статистика, 1998.-С.

7.Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.-Афины: ГЫРООКОУР, 1994.

Интернет сайты:

Выполнила

учитель начальных классов

МОБУ лицея № 22

Ковалева Татьяна Викторовна

г.Сочи, 2013г.

Пояснительная записка

Проект «Туризм, здоровье-жизнь.»

1. Полное название проекта

программа «Туризм и здоровье»

2. Цель реализации проекта

Привлечение учащихся школы к туристской деятельности

Ковалева Т.В.

4. Название организации, реализующий проект

МОБУ лицей №22

5. Адрес организации, телефон

г.Сочи, ул.Учительская, 19

6. Сроки реализации

15.09. 2014г. – 31.06. 2015 г.

7.Ресурсное обеспечение проекта

Наличие в школе спортивной площадки,

имеются в наличии палатки, спальники, коврики, рюкзаки, костровые принадлежности, полигон для занятий ориентированием.

8. Общее количество участников проекта

75 человек

9. Контингент участников

возраст участников с 7 до 12 лет

10. Условия участия в проекте

по желанию,

для участия в многодневных походах:

Зачёт по учебно-тренировочным сборам,

Школьный туристский слёт,

Медицинский допуск

11. Краткое содержание проекта

Закрепление туристских навыков, полученных в предыдущие годы;

Проведение одно и многодневных походов и туристских мероприятий;

Физическая подготовка туриста;

Отражение деятельности в дневниках «Это мы»

Игровые туристские уроки,

12. Список используемой литературы

1. Абуков А.Х. «Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в России». - М.: Профиздат, 1983.

2. Азар В. И. «Экономика и организация туризма». - М.: Просвещение, 2007 -

3. Алексеев А «Спортивный туризм в России: проблемы становления и развития» Парламентская газета. . - 8 августа 2004.

4. Александрова А.Ю. « Международный туризм» - М.: Аспект Пресс, 2002. -

5. Аналитическая записка. «Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации» Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова - СПб.: Невский Фонд, 2005.

6. Биржаков М.Б. «Введение в туризм» - М-СПб "Невский фонд".

© 2000-2009 Ежедневный познавательный журнал "ШколаЖизни.ру"

7. Subscribe.Ru

8. EUROLAB

9. www.leovit.ru

10. http://www.prelest.com

11. Copyright © 2008-2009

Актуальность проекта.

Перед современным обществом остро стоит одна из главных задач – это духовное возрождение нации. Нам россиянам важно, каким будет человек будущего. Радикальная реформа системы образования ориентирована на воспитание ответственной, самостоятельной, творческой личности, способной к действиям, умеющей самостоятельно добывать знания. Какими бы мы ни хотели бы видеть своих детей в 21 веке? Добрыми, заботливыми, доброжелательными, трудолюбивыми, преданными своему Отечеству. Но при всём при этом все они должны быть психологически и физически развиты. т.е. быть здоровыми людьми. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.

Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие. Развитие физических качеств начинается с раннего возраста, и школьный период жизни - самое благотворное время для этого. Но школьных уроков физкультуры не всегда достаточно для физического развития личности, нужна целая система по физическому воспитанию, которая не возможна без внеклассной спортивно-массовой работы. Поэтому многие дети занимаются в спортивных секциях и кружках.

Среди средств, которые эффективно действуют в данном направлении можно назвать туристско – краеведческую деятельность и здоровьесбережение. Туристско- краеведческая деятельность формирует и утверждает здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, в том числе и психическое, помогает достичь физического совершенства.

Состояние проблемы.

Проект будет реализоваться на базе МОБУ лицея №22. В лицее имеются все необходимые условия и туристское снаряжение для проведения занятий и походов. Накоплен опыт туристско – краеведческой работы.

Проект рассчитан на 1 год с 15.09.2014 г. по 31.06. 2015 г., включает в себя три этапа подготовительный (сентябрь-ноябрь 2013 г.), практический (декабрь 2013 г.- апрель2014 г.),обобщающий (май- июнь 2015 г.).

Особенность этого проекта в том, что к участию привлекаются учащиеся начальной школы и учащиеся 5-6 классов. В этом учебном году туристские группы созданы из учащихся 1-2 классов, учащиеся 5-6 классов активно занимались туристско-краеведческой работой летом 2013 года.

Дети занимаются на школьной спортивной площадке, в спортивном зале. В течении учебного года каждый класс совершает один однодневный поход. Принимает участие в традиционном школьном дне здоровья. Активисты проекта совершат многодневный поход по Западному Кавказу, так же примут участие в соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, в городском туристском слете.

Объект проекта : туризм и краеведение

Актуальность проекта:

Заполнение времени учащихся нужным и полезным делом,

Возможность выбора деятельности исходя из интересов ребёнка,

Подготовка к самостоятельной жизни.

Цель проекта:

Пропаганда туризма и здорового образа жизни,

Привлечение к туристской деятельности учащихся школы.

Задачи проекта:

Привитие интереса к туризму, через массовые туристские мероприятия;

Достижение физического совершенства;

Организация досуга учащихся;

Воспитание активной жизненной позиции,

Обучение учащихся основам туризма;

Способствовать развитию патриотических чувств, убеждений, через соприкосновение к историческому прошлому своего края.

Направление

деятельности

Краткое содержание

направления

Проводимые

мероприятия

Туризм

Теоретические и практические занятия

Безопасность путешествия,

Безопасное поведение в лесу,

Психологические основы выживания в лесу,

Основы ориентирования,

Туристское снаряжение, подготовка и подбор снаряжения в зависимости от времени года,

Организация биваков, типы костров, установка палатки,

Чрезвычайные и экстремальные ситуации, правила поведения,

Стихийные бедствия,

Международные сигналы бедствия,

Лекарственные растения,

Медицинская аптечка,

Оказание первой доврачебной помощи, наложение повязок, переноска пострадавших,

Туристские узлы, применение, вязка узлов,

Организация страховки, страховочные системы,

Прохождение туристской полосы препятствий,

Городской туристский слёт,

Школьный туристский слёт,

Однодневные походы выходного дня
- многодневные походы;

Степенные походы,

Соревнования по технике пешеходного туризма,

-«Школа туриста» (обучающая игра по станциям),

Игровые туристские уроки,

Соревнования по ориентированию

Физическое совершенство

Спортивные игры (теннис, волейбол, баскетбол, футбол),

Спортивные эстафеты,

Общая физическая подготовка

Соревнования по теннису,

Соревнования по футболу,

Весёлые старты,

Краеведение

Знакомство с природой, памятниками истории и культуры г.Сочи.

Посещение природных и культурных объектов, мест, связанных с историческим прошлым края во время однодневных, многодневных походов,

Эколого-краеведческие игры,

Краеведческие викторины, конкурсы «Черное море», «Непознанное рядом».

Правильное питание

Это направление дает возможность передать детям знания о сбалансированном питании.
Направление сфокусировано на формировании знаний и умений, необходимых для покупки, подготовки и приготовления простой домашней еды, а также для контроля за калорийностью потребляемых продуктов

Составление «Меню туриста»

Образовательная программа «Я здоровьем дорожу- с витаминами дружу» (всё о здоровом и правильном питании)

Мастер-классы «Пальчики оближешь!»

Семейный праздник «Кулинарный поединок».

Осенняя выставка «Овощное и фруктовое ассорти».

Закупка необходимого для практических занятий оборудования (для проведения практических занятий необходимо приобретение мелкой бытовой техники).

I этап. Подготовительный (сентябрь –ноябрь2014 г.)

Деятельность

Ответственный

1.Знакомство и изучение методической и специальной литературы

Учитель ФК,

Инструктор детского и юношеского туризма

2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско- краеведческой работы

Учитель ФК

3.Разработка годового плана проведения мероприятий.

Учитель ФК и ОБЖ

4. Согласование с администрацией школы мероприятий различного масштаба

Учитель ФК.

Руководитель проекта

5. Разработка сценариев туристско-краеведческих мероприятий

Учитель ФК и ОБЖ и учителя.

6. Подбор и расстановка инструкторов- старшеклассников с учётом реализации целей и задач проекта.

Учитель ФК, учитель ОБЖ

7. Проведение учебного семинара для инструкторов, которые будут в новом учебном году заниматься туристко-краеведческой деятельностью

Учитель ФК, педагоги ЦДиЮТиЭ

8. Различные психологические игры, игры на командообразование, заполнение дневников «Это мы»

Психолог Ланговская Е.А.

Промежуточный контроль на подготовительном этапе Ковалева Т.В.(руководитель проекта)

Деятельность

Ответственный

1. Работа туристско-краеведческого объединения в школе.

Учитель ФК и ОБЖ

2. Проведение спортивных походов (пропаганда здорового образа жизни, занятие туризмом),

Учитель ФК, актив лицея

3. Проведение мероприятий – туристских уроков, школы туриста, полосы препятствий, спортивных игр, эколого- краеведческих игр, игр на местности с элементами ориентирования

Учитель ФК, актив лицея

4. Проведение учебно-тренировочных сборов по ориентированию, технике пешеходного туризма, лыжному туризму, оказанию первой доврачебной помощи.

Учитель ФК, актив клуба

5. Проведение учебно – тренировочных сборов по подготовке к степенным походам

Учитель ФК

6. Проведение степенных походов Западному Кавказу

Учитель ФК, Озерова С.Н., актив лицея

7. Подготовка и проведение учащимися туристско- краеведческих мероприятий

Актив лицея

9. Пропаганда туризма, здорового образа жизни через средства массовой информации (публикации в школьной газете.

Актив лицея

10. Психологические игры, заполнение дневников «Это Я»

Педагог –психолог Ланговская Е.А.

Промежуточный контроль на практическом этапе осуществляет

Ковалева Т.В. (руководитель проекта)

III этап. Обобщающий (май- июнь 2014 г.)

Деятельность

Ответственный

1. Обобщение опыта проектной деятельности

Учитель ФК

2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.

Учитель ФК

3.Корректировка программы объединения.

Учитель ФК

Учитель ФК

Педагог-психолог

5. Проведение итогового семинара «Здоровый образ жизни через занятия туризмом»,

Учитель ФК

Итоговый контроль на обобщающем этапе осуществляет

Ковалева Т.В.(руководитель проекта)

В лицее имеются все условия для реализации проекта. Учебное заведение располагается в отдельном четырехэтажном здании, в котором находятся спортивный зал, тренажерный зал, столовая, спортивная площадка, методический кабинет. На территории лицея имеется стадион. Для проведения походов имеется туристское снаряжение: палатки 3-х местные – 6шт., коврики – 15 шт., спальники- 15 шт., рюкзаки – 15шт., страховочные системы – 15шт., карабины -45 шт., костровые принадлежности.

Имеется библиотека методической литературы, которая постоянно обновляется.

В реализации проекта будут участвовать:

Руководитель проекта: Ковалева Т.В.- учитель начальных классов, инструктор детского и юношеского туризма.

Организационный комитет: Бочка В.В. .- учитель ОБЖ,

Учитель ФЗК Озерова С.Н.

Актив лицея

Привлечение учащихся школы к туристской деятельности;

Проведение походов по району;

Проведение учебно-тренировочных сборов в школе;

Проведение массовых туристских мероприятий;

Участие учащихся школы в учебно-тренировочных сборах, массовых туристских мероприятиях, многодневных походах;

Для отслеживания результатов работы в проекте в школе будет создан координационный совет: отчёты о завершении работы и выяснения мнения об участии в проекте будут проводиться путём анкетирования участников проекта.

Участие родителей, волонтеров в деятельности по проекту .

Участие родителей предполагается на всех этапах проекта:

Подготовительный этап:

    Анкетирование;

    Родительский лекторий (знакомств с проектом)

    Копилка идей (мозговой штурм по разработке и уточнению проекта)

После завершения проекта работа в этом направлении не закончится, будет продолжаться с учащимися других классов.

. Ожидаемые результаты проекта

Снижение заболеваемости учащихся в сравнении с предыдущими годами с 75% до 60 %;

Увеличение с 50% до 90% количества детей, соблюдающих режим правильного питания и физической активности;

До 90% детей занимаются подвижными играми на переменах, во внеурочное время;

Увеличение с 45% до 70% количества семей, использующих рекомендации по организации правильного питания и увеличения физической активности детей;

-улучшение самочувствия, аппетита и сна, уменьшени е пропусков занятий по болезни;

Выпуск сборника «Город Здоровейск»;

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

Пересмотр семейных традиций питания в сторону полезных продуктов питания – участников проекта 2 класс.

Уменьшение потребления учащимися рафинированной и консервированной пищи, модифицированных продуктов всеми учащимися школы.

Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе для учащихся, учителей и родителей – проведение общешкольных праздников совместно с родителями; представление результатов проекта (в виде презентаций по всем направлениям) общественности, обсуждение проекта с педагогическим коллективом.

Интерес к изучению подвижных игр, способность самостоятельно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми, создание условий для увеличения физической активности детей, за счет приобретения нового спортивного оборудования;

Включение в учебный план начальной школы Программы «Будь активным» через уроки окружающего мира, классные часы и внеурочную деятельность.

Приложение

Все дети и подростки в возрасте 7–12 лет должны двигаться разнообразно и соответственно своему возрасту по меньшей мере 1–2 ч в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более 2 ч подряд. Работа на компьютере допускается не более 2 ч в день.

Рекомендуется как минимум 2 ч физической активности в день для 7-летних детей и как минимум 1 ч для 18-летних, посредством чего можно уменьшить риски для здоровья, вызванные неподвижностью. Для достижения оптимального результата необходимо двигаться еще больше (рис. 1 ).

Физкультура – каждый день

Ежедневные занятия физкультурой – залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Детям необходима физическая активность каждый день. Ее влияние нельзя суммировать. Если в какой-либо день школьнику не удалось позаниматься физкультурой, это не страшно, но длительных периодов без движения следует избегать.

В детстве минимальная физическая активность составляет 2 ч в день, но рекомендуется все-таки двигаться больше. Дети обучаются методом проб и ошибок, поэтому им нужно много времени и возможностей, чтобы научиться двигаться и заниматься физкультурой. Не стоит вообще ограничивать физическую активность и естественные движения: здоровый ребенок остановится сам, если нагрузка окажется ему не под силу. Чрезмерная физическая нагрузка может принести вред здоровью, если занятия однообразны или длительное время без перерыва присутствует напряженная двигательная активность. Ребенку нужно также достаточно времени для отдыха, и в частности для сна. Он легко выполнит кратковременные интенсивные упражнения, однако следует избегать длительных изнуряющих тренировок.

В подростковом возрасте минимальная физическая нагрузка несколько меньше, чем в детстве. И все же подростку также рекомендуется двигаться несколько часов в день. Подростки старше 13 лет могут усидеть на месте дольше, чем маленькие дети. Взрослые могут вообразить, что ежедневную потребность подростков в движении можно удовлетворить небольшой физической нагрузкой. Но на самом деле 13–18-летние переживают бурный период роста и развития, так что их потребность в движении ненамного отличается от потребностей детского возраста. У подростков часто возникает впечатление, что они и без того много двигаются. Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогут им найти подходящее занятие. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, они могут улучшить свое физическое состояние.

Ежедневные занятия физкультурой должны содержать несколько коротких, по крайней мере, 10-минутных периодов интенсивной нагрузки.

Ежедневная физическая нагрузка должна содержать периоды интенсивного движения, во время которого ЧСС и частота дыхания должны несколько учащаться. Бодрая ходьба, езда на велосипеде – хорошие примеры такой физической активности. У ребенка совокупная физическая активность состоит из относительно коротких активных промежутков в течение всего периода бодрствования, большинство которых происходит с низкой интенсивностью. Наибольшая польза достигается, когда по крайней мере половина всей физической активности в течение дня состоит из 10-минутных интенсивных физкультурных периодов. В течение такого единовременного периода ребенок должен больше двигаться, чем сидеть на месте. Хорошим подспорьем могут стать подвижные перемены. Ребенок может активно двигаться в течение 10 мин. и отдыхать 5 мин.

Ежедневные занятия физкультурой должны содержать также интенсивные, напряженные упражнения, при выполнении которых дыхание и сердечный ритм заметно учащаются. Интенсивная физкультура вызывает более глубокие изменения и благотворнее влияет на различные органы, в частности на сердце, чем легкие бодрые движения, при этом развивается выносливость.

Периоды интенсивной физической активности у детей осуществляются обычно в виде интервалов (от нескольких секунд до нескольких минут), в течение которых чередуются движение и отдых. Не стоит требовать от детей выполнения длительных интенсивных упражнений.

У подростков интенсивная физкультура часто соединяется с занятиями спортом самостоятельно или в секциях. Будни подростков редко содержат ситуации, когда учащается сердечный ритм. Поэтому важно, чтобы хотя бы в подростковом возрасте каждый выбрал для себя ви д спорта, в котором получил достаточно интенсивные нагрузки.

Физкультура – естественная составляющая жизни детей и подростков. Физкультура должна быть забавной, доставлять детям и подросткам радость и положительные эмоции. Это возможно, когда учитывается их мнение и принимаются их условия. С точки зрения социального и этического развития можно рекомендовать обучающие и тренировочные методики, основанные на коллективных действиях и одновременно развивающие самостоятельность. Не стоит переоценивать значение соревновательности. Физкультура для детей и подростков должна быть разнообразной и соответствовать возрасту. Основная моторика и специфические умения требуют для своего развития разнообразных видов деятельности и дозировки нагрузки. Для детей физкультурное многообразие – условие усвоения основных умений.

Физический рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно, поэтому в процессе занятий физкультурой они развиваются быстро и легко овладевают новыми умениями. Организм ребенка требует ежедневной, многообразной физкультуры, чтобы стимулировать развитие. Младшим школьникам необходимо ежедневно много двигаться, чтобы удовлетворить свои потребности в этом.

Самостоятельное обучение основным навыкам движения – основное право каждого ребенка. Хорошие двигательные навыки – лучшее обеспечение безопасности ребенка в его повседневной жизни. Развитие основной моторики требует выполнения множества разнообразных упражнений в движении и повторов. Разнообразные занятия физкультурой улучшают нервно-психическое развитие ребенка и укрепляют его в стремлении познать новое, в том числе научные факты. Автоматизация основных навыков – процесс длительный, требующий тысячекратного повторения. Эта автоматизация освобождает чувства ребенка для новых открытий и обучения новым, все более специфическим навыкам. Основные умения укрепляются, когда ребенок имеет возможность двигаться в как можно более разнообразной среде: в помещении и на улице, на различных поверхностях, в различных местностях, на снегу, на льду, в воде, на песке, на траве и т.д.

В школьном возрасте большое значение имеют комбинации основных двигательных навыков, а также умений в различных видах спорта. Хорошо развитые двигательные навыки открывают бесчисленные возможности для разнообразной деятельности в последующей жизни.

Занятия спортом в детстве, например, 1–2 раза в неделю – прекрасное, но не достаточное дополнение к общему количеству движения, которое получает ребенок. С этой точки зрения важнее, что происходит во временной промежуток между занятиями дома, в школе, во дворе или на стадионе. Спортивные увлечения, поддержанные специалистом на условиях, приемлемых для ребенка, привносят в детские будни дополнительное движение.

В подростковом возрасте многообразие занятий физкультурой способствует равномерному развитию физических способностей. Некоторые из них можно развить уже в раннем детстве, другие - в переходном возрасте, а третьи - основательно и безопасно только после его окончания. Разнообразие физкультуры и используемых приемов влияют также на мотивацию подростков – разнообразные задания выполнять приятно, они не надоедают. Для подростков имеют значение самостоятельность и возможность принимать решения – они хотят отделиться от взрослых и понять границы собственных возможностей. Важно участие молодежи в организации и проведении занятий физкультурой.

Подростки в переходном возрасте любят командные соревнования. Групповые занятия физкультурой предоставляют для этого прекрасную возможность (игры, танцевальные группы и т.д.).

Укрепление мышечного тонуса

Для развития и поддержания мышечного тонуса, или мышечной силы, занятия физкультурой должны включать упражнения, дающие нагрузку на определенные группы мышц. Укрепление мышечной системы детей школьного возраста рекомендуется начинать еще до наступления переходного возраста, совершенствуя технику выполнения, используя вес собственного тела или не слишком тяжелые предметы. Эспандеры, например, могут помочь в увеличении мышечной массы. Виды спорта, развивающие мышечную массу, – это культуризм, гимнастика, аэробика, упражнения в тренажерном зале и т.д.

В младшем школьном возрасте физкультура очень полезна для формирования скелета. У тех детей, которые активно двигаются, минеральный состав скелета богаче, а кости прочнее, чем у тех, кто двигается мало. Более всего для этой цели подходят различные прыжки и быстрые игры с частой сменой направления движения или подобные виды спорта. Хорошим увлечением являются занятия в кружках, основанные на элементах спортивной гимнастики, где практикуются прыжки; в спортивных школах общего направления, а также подвижные игры с мячом.

С точки зрения подвижности и поддержания амплитуды движений следует тренировать различные суставы, максимально используя их возможности. Примером занятий физкультурой, развивающих подвижность, являются разные формы растяжки в гимнастике.

На месте не сидим!

«Человек способен насидеть себе болезнь и набегать здоровье», – гласит известная народная мудрость. Школьникам следует избегать длинного непрерывного сидения в течение школьного дня и в свободное время. Неподвижность стоит предупреждать по многим причинам. Установлено, что излишнее сидение вызывает вредные последствия независимо от занятий физкультурой, такие как ожирение, а также нарушения опорно-двигательной системы.

Ребенку или подростку, который мало двигается, нужно время для достижения минимального двигательного уровня. Если школьник недостаточно занимается физкультурой или вообще не увлекается ею, хорошо постепенно добавлять по полчаса занятий в день, а потом понемногу переходить от минимальной нормы до достаточного уровня. Одновременно стоит уменьшать время: сначала 15 мин. дополнительных занятий и на 15 мин. меньше сидения, затем – полчаса и т.д. (табл. 1 ).

Таблица 1

Тренировочный план по увеличению физической активности

Месяц

Ежедневная двигательная активность

Ежедневные интенсивные занятия физкультурой

Увеличение ежедневных занятий физкультурой

Дополнительное ежедневное уменьшение времени неподвижности

Не менее 20 мин. в сутки

10 мин.

30 мин.

30 мин.

Не менее 30 мин. в сутки

15 мин.

45 мин.

45 мин.

Не менее 40 мин. в сутки

20 мин.

60 мин.

60 мин.

Не менее 50 мин. в сутки

25 мин.

75 мин.

75 мин.

Не менее 60 мин. в сутки

30 мин.

90 мин.

90 мин.

Елена Новикова
Проект «Детский туризм - это интересно!»

Цели проекта для педагогов

: изучение и внедрение туристско

Цели проекта для детей

туристских

Характеристика проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Участники : дошкольники 5-7лет (старшая и подготовительная к школе группа)

Сроки реализации проекта : 2 года (2015-2017гг)

Проблема : Туристическо -краеведческая деятельность дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.

Актуальность.

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско -краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К. Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы : Л. А. Гольденберг, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. И. Лазарев, П. И. Рычков, Н. А. Соболева, М. В. Соловьев, В. Н. Татищев, В. Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

В отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. Т. Сакулиной, Б. М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип : воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком , родном искусстве того края, где живет человек.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско -краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

Кроме интеллектуального развития детей , туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско -краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов : физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей : Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов : изучение и внедрение туристско -краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи :

1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями г. Мантурово и Мантуровского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы Костромской области;

2. Средствами туристско -краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка , формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

3. Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий» .

4. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании , познакомить с разными видами туризма .

5. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада , города Мантурово; научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.

6. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;

7. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Принципы детского туризма .

Методы :

Формы :

Формы работы :

Этапы работы :

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

Установочный

Сентябрь 2015г Формулирует проблему (цель) .

При постановке цели определяется и продукт проекта .

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта .

Внедренческий

Сбор и систематизация информации,

Поисковая деятельность

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Презентационный

Май 2017г Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Планируемые результаты :

Сформированы знания о детском туризме ;

Знают представителей растений и животных Костромской области

Сформированы умения необходимые в туристическом походе . (Умение распределять туристические обязанности ; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).

Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада ; умение пользоваться компасом и др).

Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Продукт проекта :

1. Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий и т. д.

2. Фотоальбом : «Мы-туристы »

3. Презентация о проекте .

Маршрутный лист – Блок № 1

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Маршрутный лист – Блок № 4

Перспективный план

Блок Мероприятия цель

Сентябрь

Диагностика (1-2 неделя)

Мой детский сад Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Мой город Мантурово Мой замечательный город (презентация)

Экскурсия на городской стадион в микрорайоне «Юбилейный» Расширять представления детей о спортивной жизни города : спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием

Природа родного края «Осень в родном городе» - пленер

Природа г. Мантурово в фотографиях местных жителей. – презентация.

Путешествие по экологической тропе д\с «Осеннее приключение» Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме » Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Мой детский сад Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной. - Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

Воспитывать уважение к труду взрослых

Мой город Мантурово Экскурсия к Лицею № 1. - Познакомить детей с учебным заведением.

Природа родного края Экскурсия – поход «Река Унжа»

«Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» - беседа. - Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Унжа.

Закреплять характерные особенности октября.

Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы Совместная деятельность : «Кто такие туристы . Туризм и его разновидности . Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале.

Игра «Угадай и расскажи» , «Мы собираемся в поход» Познакомить с туризмом , видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания.

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием : печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Мой город Мантурово Экскурсия в художественную школу. Познакомить детей с художественной школой. Воспитывать у детей любовь к своей Родине - России, вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Природа родного края «Кто живет в лесах Костромской области» - виртуальная экскурсия по лесам

Синичкин день - беседа

Закреплять знания детей об обитателях лесов Костромской области.

Закреплять знания детей об осени. Познакомить с праздниками Синичкин день и Кузьминки.

Мы - туристы Беседа : «Туристское снаряжение » Рассматривание предметов туристского снаряжения . Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристского снаряжения . Познакомить с туристским снаряжением . Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения .

Мой детский сад Экскурсия в медицинский блок. Встреча со старшей медсестрой.

Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой) ; показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи

Мой город Мантурово «Полезные богатства края» -экспериментирование.

1. Дать представления о природных богатствах Костромской области, более подробно о торфе.

2. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (сопоставление, обобщение, анализ, синтез )

Природа родного края Д/и «Растения нашего леса» составление альбома

«Зима – не лето, в шубу одето» - беседа Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Костромской области, в т. ч. на территории ДОУ. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы Беседы на тему : «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение» , «Знакомство с туристскими знаками »

Игра «Турист – следопыт »

Эстафеты соревновательного характера. Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками . Учить их изображать на бумаге.

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

В игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Мой город Мантурово Знакомство с картой – схемой «Наш – город»

«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем городе. Познакомить с картой города Мантурово.

Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

«Зима - не лето, - в шубу одето» - беседа о погодных условиях в Косромской области

Закреплять знания детей о животном и растительном мире Костромской области в игровой форме;

Повторять знания детей о характерных особенностях зимы в Костромской области.

Мы - туристы Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Дидактические игры : «Нарисуй игрушки на листе бумаги» , «Где план, а где рисунок?» , «Нарисуй предметы в групповой комнате» , экскурсия по группе с опорой на план, прогулка – поход по территории детского сада .

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, д\с, на территории д\с) ; познакомить с планом, учить составлять план.

Мой детский сад Экскурсия в музей воинской славы. Рассматривание экспонатов военной техники.

«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях Продолжать знакомить с экспонатами музея в ДОУ и Лицее № 1. Воспитывать патриотизм.

Знакомить детей с русскими богатырями.

Мой город Мантурово «Дорогая моя столица области» Заочное путешествие по городу Кострома

«Масленица» - беседа, как празднуют масленицу в нашем городе. Фольклорный праздник. Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями областного центра –г. Кострома.

Закреплять знания детей о народном празднике Масленица.

Природа родного края Составление кроссвордов о животных, растениях края : «Что это? Кто это?» .

Закреплять и расширять знание детей о животных Костромской области, учить составлять кроссворд.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход » Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Экспонаты текстиля.

«Живет в народе песня» - беседа о русских народных песнях. Познакомить детей с рушником, одежда мужская (косоворотка, кафтан, кушак, женская (сарафан, передник, косынка)

Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Мой город Мантурово «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем. Познакомить детей с историей развития города Мантурово.

Природа родного края Экскурсия в парк. Деревья нашего края. Закреплять и расширять знания детей о деревьях Костромской области.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход » - Продолжать закреплять полученные знаний детей о туризме в игре «Туристический поход »

Мой детский сад «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

Мой город Мантурово проектов

Организовать выставку семейных проектов , продолжать знакомить детей с историей города.

Природа родного края День Птиц – акция «Скворечник»

Виртуальное путешествие в край гусей – Кологривский заповедник.

«День птиц» Викторина.

«Грач на горе – весна на дворе» -беседа Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Познакомить с Кологривским заповедником.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы Экскурсия на реку Унжа – Ледоход. Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике .

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Мой город Мантурово Экскурсия «Аллея славы у памятника воину - освободителю»

«Традиции нашего народа» праздники, развлечения – альбом

«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.

«Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края «Край родной, навек любимый» - игра «Поле чудес» . Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы Туристический слет , совместно с родителями. Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное » .

Октябрь Помощь в экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Помощь в организации «уголка туриста » туристическим снаряжением

Декабрь Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»

Январь Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах .

Март Участие в фольклорном празднике «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Участие в акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов .

Май Совместный с детьми туристический слет .

Перспективный план – работа с педагогами.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Круглый стол : «Разработка и обсуждение проекта по туристско -краеведческой деятельности в доу»

Проведение диагностики по проекту .

Октябрь Организация экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Организации «уголка туриста » в группе туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь Консультация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Январь Организация «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах .

Март Организация и проведение фольклорного праздника «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Организация акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов .

Май Организация туристического слета .

Проведение диагностики.

Подведение итогов проекта .

Словарь терминов

Деятельность – Занятие, труд.

Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.

Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

Маршрут – Путь следования.

Перекус – Наскоро закусить.

Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.

Слёт – Прибывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.

Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.

Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – Человек , который занимается туризмом , совершает туристические путешествия .

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» .

Список используемой литературы

1. Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е . Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87

2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.

3. Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н . А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

4. Коротковских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л. Н. Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб.: Детство-Пресс , 2000. – 304 с.:ил.

6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб : «Детство-Пресс » , 2001. – 400с, ил.

7. Интернет – ресурсы .

Вице-президент ОПОРЫ России Алексей Кожевников вручил приз Инге Экзархо (агротуристический комплекс "Ферма Экзархо").

18 сентября, в основной день форума ITIF-2017 состоялся отбор лидеров конкурса трэвел-стартапов. С утра членам жюри представили три решения в области инфраструктуры гостеприимства. Оценку бизнес-идеям эксперты давали под руководством гендиректора «Альянс Отель Менеджмент» Вадима Прасова. Одновременно шло голосование в зале. Мнение экспертов и аудитории совпадало не всегда. Например, больше всего симпатий публики набрал мацестинский агротуристический комплекс «Ферма Экзархо », а у жюри возникли сомнения: специалисты в области туриндустрии не были уверены, что у инвесторов получится быстро вернуть вложения. И всё же именно этот проект одержал победу в своей категории. По мнению гендиректора санатория «Знание» Дмитрия Богданова, ферма – наименее инновационный проект из представленных, однако его существенное преимущество в том, что бизнес уже «крепко стоит на ногах». «В Сочи подобных предложений пока действительно нет. Если грамотно его позиционировать, то можно рассчитывать на успешную интеграцию в туроператорский продукт и привлечение индивидуальных туристов», – подытожил Вадим Прасов.

Вторая и третья питч-сессии были объединены темой технологий в туризме и гостеприимстве. Одну из них модерировал Валентин Домбровский, «ведущий алхимик» Travelabs, другую – Вадим Шпильман, гендиректор Miceline. Всего было отсмотрено пять проектов, причем сильных стартапов оказалось больше, чем призовых мест, поэтому эмоции зала накалились до предела.

Вадим Шпильман, говоря о финалистах, отметил, что все они достойны инвестиций, поэтому выбор жюри был чрезвычайно сложным: «Например, проект Frontdesk24 – это абсолютная ниша для малого и среднего отельного бизнеса. Tourex.me требует небольшой доработки, но он будет очень востребован, так как у нас сейчас мало технологичной экскурсионки. И так далее – практически каждый проект интересен и имеет потенциал в мире турбизнеса».

В итоге жюри все же пришлось остановить свой выбор на двух лучших бизнес-идеях. Первой стала туристическая медиаплатформа izi.Travel – по меткому выражению основателя IQPlanner, бизнес-ангела Игоря Калошина, «опытный убийца для стартапов, которые занимаются аудиогидами». А Валентин Домбровский отметил, что верит в команду создателей этого сервиса: «Это опытные бойцы, прошедшие многое, даже банкротство. Тот самый случай, когда за одного битого сто небитых дают. У них всё получится!»

А победителем последней сессии стал онлайн-гид по горнолыжным трассам Skadi . Заместитель директора по продукту и операционной деятельности TUI Россия Леонид Пустов отметил, что и само решение, и его реализация – на высшем уровне. При этом, по его мнению, в нем кроется еще очень много возможностей, которые пока не раскрыты. «А потом это приложение можно будет продать какому-нибудь гиганту», – спрогнозировал он. А Андрей Уманский, не входивший в жюри, признался, что позаимствует у Skadi идею интерактивной игры для своих отелей.

Лидеров конкурса наградили денежными призами от Uniteller, Go2Rus и OneTouch & Travel, а главное – они приобрели множество контактов в бизнес- и инвестиционных кругах. «Я венчурный инвестор, поэтому для того, чтобы я решился вложить деньги в стартап, его потенциал роста продаж должен достигать 1 000 раз за пять – семь лет, кроме того, необходим хороший продуктовый и продажный «ген», т. е. сильная команда с высокими компетенциями. Мне очень понравился Skadi, но для меня он «перерос» ту стадию, на которой я мог бы вкладываться, – он уже более интересен фондам. В инвестиционном плане также очень привлекателен izi.Travel», – поделился своими впечатлениями от конкурса Игорь Калошин.

О том, в какой атмосфере ITIF, читайте в онлайн-дневнике форума на

В последнее время интерес к Казахстану, как к туристскому направлению, значительно возрос во всем мире, и соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами для привлечения большего количества путешественников. Более всего в Казахстане туристов из Германии, Англии, Японии, Кореи, Китая. Немцы и англичане уже разведали туристические маршруты Казахстана, тогда как сами казахстанцы не развивают туризм на должном уровне.

Сегодня в Казахстане представлены практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается ряд маршрутов путешествий по всей территории Казахстана.

Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. В реализации положений индустриально-инновационного развития экономики Казахстана ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан - в их числе.

Основной целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма.

Согласно данным Агентства РК по статистике по итогам первого квартала 2013 года количество обслуженных посетителей составило 4 164,9 тыс. человек, это на 27,1% больше показателя соответствующего периода 2012 года. При этом количество посетителей въездного туризма увеличилось на 21,6% - 1 063,6 тыс. человек; количество посетителей внутреннего туризма увеличилось на 33,3% - 1 254,8 тыс. человек. Однако мы пока еще не достигли высокого уровня и высоких показателей в сфере туризма. Въездной туризм по-прежнему развивается слабо, что ведёт к целому ряду негативных последствий. Выездной туризм представляет собой не что иное, как невидимый импорт. Казахстанские туристы оставляют свои капиталы в другой стране. Известно, что один турист приводит к созданию десяти рабочих мест, и эти места создаются не в Казахстане.

Поэтому для казахстанского туризма в настоящее время актуальной задачей является развитие въездного туризма. В Республике Казахстан 41,4 % всего объема обслуженных туристов приходится на выездной туризм, 39% - на внутренний, 19,6% - на въездной.

Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в том, что туризм в Казахстане является одной из приоритетных отраслей развития несырьевого сектора экономики.

Наш проект направлен на развитие более активного отдыха в Казахстане, так как в современном мире активный отдых становится все более популярным видом туризма. К активному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Также следует отметить, что РК принимает активное участие в реализации мероприятий, посвященных году туризма в СНГ, что в свою очередь повышает степень значимости и актуальности нашего проекта.

Цели и задачи

бренд туристический разработка

Цель: продвижение национального туристического бренда «Like Lifestyle» как внутри страны, так и за рубежом с применением инструментов инновационного маркетинга.

  • - Создание положительного имиджа Казахстана для роста популярности страны в международном туристическом сообществе.
  • - Пропаганда здорового образа жизни среди граждан Казахстана.
  • - Повышение культурного - образовательного уровня казахстанцев, а также ознакомление иностранных граждан с историей, культурой и бытом нашей страны.
  • - Привлечение иностранного капитала в страну.
  • - Реализация маркетинговых мероприятий в рамках разработки маркетинг-микс.

Объект исследования проекта

Объектом исследования проекта является въездной туризм в Республике Казахстан. В ходе разработки проекта нами исследовались: индустрия туризма в РК, конкурентная туристская среда, основные инновационные инструменты маркетинга, конкуренты - фирмы, предоставляющие пакеты туристических услуг, спрос на экстремальный и экскурсионный виды туризма, потребительский рынок.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок