Легитимность как фундаментальная характеристика политической власти. Легитимность и легитимация политической власти

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Легитимность политической власти

Преподаватель: Евстафьев В.А.

Выполнила: студентка 2-ого курса

Ленцевич Елена Ивановна


Понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика, которая в политологии обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus - законный). Здесь речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти.

Термин «легитимность», «легитимизм» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Великой французской революции, в эпоху монархий, сословий. По мнению Дробышевского, легитимность власти отражает устойчивость определенной политической власти, политической системы, ее подкрепленность законом.

Демидов А.И. и Малько А.В. считают, что легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Вениамин Сергеевич Боровик, в свою очередь пишет, что легитимность - это признание массами правомерности, целесообразности существования какого-либо института и подчинение предписываемым этим институтом нормам и правилам без применения насилия.

Следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. 1

Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:

· традиционная легитимность (при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.)

· харизматическая легитимность (политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. сharisma) означает божественный дар, милость. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя.)

· рационально-правовая легитимность (Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.)

Такая дифференциация говорит об очень многом. Перефразируя известную поговорку, можно констатировать: «Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже «продолжительности ее жизни»». По крайней мере, можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратковременной.

Традиционный и харизматический типы легитимности политической власти характерны для государств со слабо развитой политической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это не результат закономерных процессов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоресурсами в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт и др.). По форме правления - это монархии либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Разумеется, в современном мире существуют государства, сохранивших монархию (например, Великобритания), легитимность политической власти в которых никак нельзя отнести к двум названным. Эти государства, как правило, имеют парламентскую форму организации власти. В них реальным основанием власти является ее рационально-правовая основа.

Для них, как для всех демократических стран, характерен рационально-правовой тип легитимности. Практически все государства, имеющие как основу (источник) власти третий тип легитимности, характеризуются высокоразвитой политической системой.

Традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые происходили последние годы в монаршей семье) лишь 25% англичан, как это следует из проводимых опросов, решительно выступают за ликвидацию в стране института монархии. Поддерживают монархию 35%. Остальные не настаивают на упразднении монархии, потому что, по их мнению, она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену.

Рационально-правовой тип легитимности характерен для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью.

Харизматическая же легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, с периодами глубоких общественных перемен - революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру.

Относительная кратковременность определяется стремлением лидера к единоличной власти, всемерным поддержанием культа его личности, пресечением всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д.

По мнению Сироты Н.М., одной из причин является и то, что власть, основывающаяся на настроениях и эмоциональных реакциях, т. е. на иррациональных комплексах, по самой своей природе не может быть стабильной.

Но рано или поздно все проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей формы политической власти.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами.

Существуют и другие типы легитимности, в частности идеологическая и националистическая . В некоторых источниках идеологическая легитимность подразделяется на классовую и националистическую.

Националистическая легитимность характеризуется допуском к власти лишь представителей одной титульной нации и политической дискриминацией других этнических групп.

В настоящее время для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты используют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей. Средства массовой информации давно стали «четвертой властью». «Есть сила, - писал Монтескье, -еще известная веку Макиавелли; это пресса, долгое время запрещенная, но постепенно набравшая силу как «четвертая власть». Именно благодаря ей проявляется движение идей у современных народов.

Суть идеологической легитимности состоит в обосновании власти с помощью идеологии. Так, преимущественно идеологический характер носила легитимность власти КПСС, которой, согласно марксизму, принадлежала руководящая роль в построении коммунизма. Во второй половине XX в. лидеры стран, обретших независимость, в попытках получить поддержку населения часто апеллировали к национализму. Этот вид легитимации в большей или меньшей степени используется также элитами развитых государств.

Кравченко А.И. дает такую классификацию легитимной власти


Харизматическая власть

Традиционная власть

Легальная власть

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются в периоды великих социальных потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало.

Пример: Иисус Христос, Ленин, Гитлер.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают сложившийся строй. Пример: королевские и царские династии античности, Средневековья и Нового времени.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) потому что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например, парламент. Руководство страной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата- типичные служители закона.


По мнению Н.М.Сироты, легитимность как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия граждан к власти - величина переменная.

Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Любые изменения авторитета ведут к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность имеет свои степени, но никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. Сирота Н.М. считает, что в мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.

Понятие легитимности имеет три измерения:

1) народная легитимность, или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах;

2) «внешняя» легитимность, или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

3) «легитимность для себя», т. е. правители сами выдвигают некий комплекс соображений, которыми оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимации, т. е. утраты доверия к власти, лишения ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

С точки зрения Зеркина Д.П., политическая власть реализуется в действии организаций, учреждений, норм, обеспечивающих регулирование и организацию общественных отношений при условии их легитимности. В узком смысле понятие легитимности, как пишет Зеркин, характеризует законность власти. В широком смысле - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям. По мнению Зеркина, легитимность может быть выражена в добровольном принятии большинством конкретной формы правления власти того или иного класса. В этом случае легитимность возникает из однородности преобладающих в обществе установок, нравов, традиций, признания единых общих интересов и ценностей. Но чаще всего легитимность - предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом власти этих сил. Зеркин выделяет в политической истории такие типы легитимности власти:

· Легальный тип

· Идеологический тип

· Традиционный тип

· Структурный тип

· Харизматический(персональный) тип

· Тип легитимности, основанный на соглашении или навязанный обществу по мотивам политической целесообразности

При легальном типе легитимности власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности - общее понимание норм, установленных законом;

При идеологической легитимности власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности - идеологические ценности.

Источник традиционной легитимности - традиционное сознание.

При структурной легитимности правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности - специфические политические структуры.

Источник харизматической легитимации - личный авторитет правителя.

Муштук О.З. выделяет и другие виды легитимности, такие как:

· Онтологическая (Существует, когда политическая власть не «диссонирует» по отношению к универсальным принципам человеческого и социального быта, а органически вписывается в них.)

· Технократическая (исходит из требования компетентности власть предержащих: политика- дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы.

Легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности, практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система. 2

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.

Можно сказать, что в каждой стране есть система обеспечения легитимности власти. Структурными составляющими этой системы являются органы легитимации политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. Это органы государственной власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть); органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации); силовые структуры (органы насилия).

К способам легитимации относится убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения); не исключена также и возможность применения силы.

Для поддержания легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность.

Но существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, то есть пользующейся доверием большинства членов общества. В числе причин этого- кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоянии изменить, невыполненные программы и обещания и многое другое.

Мнение Демидова А.И. и Малько А.В выражается в том, что о степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму. 1

Вениамин Сергеевич Боровик считает что, легитимность политической власти не исключает критики государственного руководства, проявления недовольства населения, даже организации выступлений против отдельных направлений политики государства. Но, он утверждает,что все эти действия не должны ломать сложившиеся структуры института власти, не должны ставить под сомнение устоявшиеся нормы и не должны нарушать принятые в обществе правила политической борьбы.

Для решения проблем легитимности необходимо выделить ее источники:

· способность человека усваивать привычные образцы поведения и воспроизводить их в своих действиях;

· чувственно-эмоциональное восприятие человеком окружающего мира, в том числе и мира политической власти;

· ценностное отношение человека к окружающему миру;

· целерациональное поведение человека, то есть его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению. Отношение к властным структурам в этом случае строится на их оценке, как силы, способной или неспособной создать необходимые условия для достижения индивидом своих целей.


Заключение

Знание источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Все это -- следствие повсеместного разочарования в старой системе ценностей и ломке устоявшихся традиций, сильного эмоционального возбуждения масс и возрастающей непредсказуемости социальной жизни. Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму политической девиации, что может быть достигнуто двумя путями:

1) применением силы;

2) точным определением источника легитимности, на который следует опереться, создавая нормативную основу института политической власти.

Каждый из указанных способов достижения легитимности имеет свои особенности, требует своеобразной тактики, знания доминирующих тенденций в массовых настроениях.

Следует помнить, что требование легитимной власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ, но принцип легитимизма не совершенен в том смысле, что вовсе не гарантирует справедливости, которая удовлетворяла бы всех. За легитимностью может скрываться сговор наиболее влиятельных сил в ущерб слабейшим силам или стремление слабых уравнять себя с сильными.



Литература

1)Сирота Н.М. С 40 Политология. Курс лекций.-СПб.:Питер,2006.-272с.:ил.-(Серия «Краткий курс»)

2) Курс политологии:Учебник.-2-е изд., испр. и доп.-М.:ИнФРА-М,2002.-460 с.

3)Зеркин Д.П. Основы политологии:Курс лекций.-2-е изд., доп. Ростов нД: «Феникс», 1999, 576 с.

4)Дробышевский В.С., Смирнова Л.А. Политология:Учебн.пособие.-М.:ИНФРА-М, Новосибирск: « Сибирское соглашение», 2001,-124 с.-(Серия «Высшее образование»)

5) Демидов А.И., Малько А.В.: Учебное издание. Политология в вопросах и ответах.

6)Ильин В.В. И 46 Политология: учебник для вузов.-2-е изд., испр.-М.: «Книжный дом» Университет», 1999.-540 с.

7)В.С.Боровик, Б.И. Кретов Учебное издание. Курс политологии и социологии.

8)Муштук О.З. Политология: Учебное пособие.М.:Маркет ДС, 2006 556 с (Университеткая серия)

9) Кравченко А.И. Политология: учебник-448 с.:табл.-М., 2006

10) http://www.democracy.ru/curious/democracy/legitimacy.html

11) http://political-enc.info/n13-93.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность - это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Типы легитимности политической власпш: 1) рациональный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) идеологический - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 3) традиционный - власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4) харизматический (персональный) - власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в «чистом виде». В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими. ЛИТЕРАТУРА Демидов А.И., Федосеев A.A. Основы политологии. М., 1995. С. 94-96. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 104-108. Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 228. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 116-120. Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 3. Политология / Под ред. A.A. Радугина. М., 1996. С. 73-76. Политология: Курс лекций / Под ред. II.II. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 95-101. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 151-154. Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 55-58. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 117- 120. Сморгунов JI.B., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 137-139. Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, A.B. Малько. Саратов, 1994. С.102-113. Чиркин В.Е. Основы государст венной власти. М., 1996. 20.

лат.Legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы.

Самый эффективный способ легитимности политической власти - это привлечение граждан к управлению обществом и государством, контроль за деятельностью чиновников. При этом уровень легитимности повышается. Другая тенденция свидетельствует, что чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение, и власть, опирающаяся не только на силу, есть "голая власть" (Б.Рассел).

Состояние полной легитимности - процесс очень трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического развития можно серьезно говорить о легитимности политической власти, ее отдельных органов.

Со времен М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившихся в конкретном обществе. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица.

Решающим рычагом легитимности, дееспособной власти, ее силы и авторитетности выступает право, правовая культура. Если нет правозаконности как самостоятельного механизма и регулятора общественной и личной жизни, то данный вакуум заполняется властью и она приобретает функцию "правозаконной" деятельности, т.е. становится институтом "права власти". "Право власти" консервирует отчужденность власти и народа, нелегитимность отношений между ними и создает поле безнаказанности, противозаконных действий властей, порождает правовой нигилизм у граждан. В ситуации "права власти" невозможно добиться осознанной мотивировки деятельности людей, поскольку они несвободны, смяты "правой власти", которое абсолютно и не изменений, совершенствованию и т.п. Всеобщее незаконопослушание может привести к процессу десоциализации общества и государства.

Легитимация представляет собой процесс утверждения правомочности или законности власти в рамках общества. Суть этого явления отражает постоянное стремление лиц, обладающих определенными полномочиями, подтверждать свою политическую состоятельность. Таким образом, легитимность власти - это признание общественными массами правомерности силы, которая опирается на добровольное согласие населения подчиняться ее решениям.

Можно говорить о правомочности силы в случае, если методы ее установления и результаты ее деятельности согласуются с нравственными и правовыми нормами, взглядами, принципами и убеждениями, характерными для большинства граждан.

В политологии широко применяется веберовская классификация правомерности и законности силы. Согласно концепции Вебера, легитимность бывает традиционной, легальной и харизматической.

Традиционный тип законности и правомочности опирается на веру населения в незыблемость традиций и норм, которые сложились в ходе определенного исторического развития конкретного общества. Эти устои регулируют , наделяя силой одних и заставляя подчиняться других. Все члены общества обязаны соблюдать нормы. При неповиновении применяются определенные санкции, утвержденные в обществе. Типичная легитимность типа отражается в монархических режимах. При этом переход полномочий от одного лица к другому происходит в соответствии с традицией.

Харизматическая легитимность власти основана на особых личностных качествах, харизме - решительности, смелости, мужестве и так далее. Так, политическая сила становится признанной и законной. Харизма может способствовать формированию лидера, его идеализации и обожествлению. Легитимность власти такого типа может проявляться в разных Харизматический тип правомочности и законности силы был характерен для Римской Империи при Юлии Цезаре, Франции во время правления Наполеона, СССР при Сталине, Китая при Мао Цзэдуне.

Легальная легитимность власти базируется на законодательной системе, установленной и используемой в обществе, в соответствии с конкретными историческими обстоятельствами. Лица, наделенные политической силой, назначаются (или избираются), согласно существующей правовой процедуре. При этом правила деятельности политических деятелей четко прописаны в юридических актах.

Легитимность является сущностным свойством государственной силы. Возник термин в начале 19 века во Франции и использовался в качестве характеристики законности. Следует отметить, что в то время власть Наполеона считалась самочинно-узурпированной и, значит, незаконной и неправомочной (нелегитимной). Впоследствии объем содержания понятия значительно увеличился. Таким образом, легитимность стала не только обозначать правомочность и законность власти, но и отражать такое состояние общества, при котором граждане признают (соглашаются или убеждены), что установленная политическая сила имеет право приписывать им тот или другой вариант поведения в государстве.

Согласно теории Вебера, правомочность и законность силы, таким образом, характеризуется двумя признаками. Первым считается признание власти, которая реализуется соответствующими государственными институтами. Второй признак - это обязанность граждан государства подчиняться власти.

Следует отметить, что может оставаться правомочным и законным при выраженном недоверии граждан к некоторым руководителям системы или определенным институтам.

Говоря о легитимности, следует упомянуть о ее уровне (степени). Чем ниже степень правомочности и законности, тем больше насилия применяется для удержания политической силы.

Легитимность политической власти

Политическое господство может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населœением власти, признание ими ее правомерности означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета͵ ее соответствие ценностным представлениям большинства граждан.

Термин ʼʼлегитимностьʼʼ в переводе с французского означает законность. Но данный перевод не совсœем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, должна быть присуща и нелœегитимной власти. Ее характеризует понятие ʼʼлегальной властиʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает формальное соответствие власти и ее действий закону.

Легальность исходит от власти в лице государства, принимающего законы и контролирующего их исполнение, легитимность же исходит от граждан.

По этой причине легальность и легитимность реальной власти не всœегда соответствуют друг другу и могут находиться даже в состоянии конфликта͵ к примеру, когда сформированное в результате государственного переворота правительство действует через принимаемые им законы (ᴛ.ᴇ. оно легально), но не признается гражданами и, значит, не легитимно. Следовательно, позже это понятие приобрело более широкое значение. Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти.

Легитимность - ϶ᴛᴏ признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством.

Впервые принцип легитимности власти исследовал Макс Вебер.
Размещено на реф.рф
Он выделил 3 типа легитимности власти: традиционный, рационально-легальный, харизматический.

1- Традиционная легитимность – вера в священный характер обычаев и традиций.

Т.е., это ссылка на ʼʼбожественное правоʼʼ, когда власть правителœей есть выражение власти Бога на Земле. Отсюда пошло убеждение в правомерности и величии монархической власти, крайне важно сти полного ей подчинœения.

Этот тип власти сохранился и сейчас в некоторых странах Ближнего Востока: Саудовской Аравии, Омане, Иордании, Кувейте.

2 – рационально-легальная легитимность – вера в законность и рациональность правил формирования и функционирования институтов политической власти.

К примеру, формирование власти на свободных выборах, принцип верховности закона. Это бюрократическая власть.

3 – харизматическая легитимность – вера в исключительные качества носителя политической власти. ʼʼХаризмаʼʼ – в переводе с греческого означает ʼʼбожественный дарʼʼ, ʼʼбожественная благодатьʼʼ.

Этот способ легитимности власти часто используется в периоды революционных перемен, коренной ломки общественных отношений. В этом случае сознательно культивируется величина самой личности вождя.

Легитимность власти не ограничивается этими 3мя классическими типами. Во второй пол. 20 в. усиление национализма (3) привело к появлению этнической легитимности, ᴛ.ᴇ. формированию властных структур по национальному признаку. Этот тип распространен в молодых государствах, возникших после распада СССР, где нередко устанавливаются этнократические режимы, характеризующиеся допуском к власти лишь представителœей одной, титульной нации и политической дискриминацией других этнических групп.

Типология легитимности власти:

1) структурная – характерна для устойчивых обществ, где власть сформировалась на базе существующих норм и правил.

2) идеологическая – основывается на господствующих в обществе представлениях о справедливости.

В случае если представления о власти связываются с коллективизмом и равенством, то от власти ждут уравнительной политики в экономической и социальной сферах, а государство должно заботиться и опекать граждан.

В случае если эти ценности связаны со свободой, индивидуализмом, то власть должна меньше вмешиваться в экономическую и социальную сферы, а создавать условия для активности граждан.

3) персонализированная легитимность – основывается на позитивном отношении к личности руководителя государства.

Как отмечалось, легитимность является результатом способности власти создавать и поддерживать веру народа в свои политические институты, в действия лидеров интересам общества, ᴛ.ᴇ. она является важнейшим условием политической стабильности (4). Легитимность власти находится в прямой зависимости от её эффективности, ᴛ.ᴇ. степени выполнения властью своих задач и функций.

По мнению ряда ученых, исследующих страны ʼʼтретьего мираʼʼ, отличающиеся частыми государственными переворотами, понятие легитимности политической власти применимо не ко всœем государствам, а лишь к тем из них, граждане которых идентифицируют себя с народом и государством, в котором они проживают.

Рассмотрим вопрос о легитимности власти в нашей стране.

В России в течение длительного времени существовала монархическая форма правления (2), ᴛ.ᴇ. по традиционному типу. Во главе власти сначала стояли цари из династии Рюриковичей, а затем Романовых. Идеологическую легитимность обеспечивала Русская православная церковь.

Наибольшие потрясения российская государственность испытала 3 раза.

Первый – в кон.16 – нач.17 в., когда после смерти сына Ивана Грозного Федора Ивановича, не имевшего наследников, закончилось правление династии Рюриковичей. Возникший династический кризис привёл к нижайшему уровню легитимности власти. Великая смута в Российском государстве – ярчайший пример утраты легитимности власти. С избранием на Земском соборе в 1613 ᴦ. Михаила Романова царём Московского государства легитимность власти начала восстанавливаться. Романовы правили 304 года.

Второй раз – Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 ᴦ., приведшая к разрушению монархической формы правления, разрушила и прежние основы легитимности власти. Большевики начали формировать новую модель легитимности власти, которая состояла из сочетания рационально-легального и харизматического типов.

Одним из важнейших проявлений современного кризиса легитимности власти в нашей стране является противоречие в ценностных основаниях большинства общества и правящей элиты. Большинство общества воспитано в традициях коллективизма и равенства, в связи с этим дискомфорт, который они испытывают, глядя на шикарную жизнь богатых и обеспеченных людей на фоне своей нищеты, является одной из главных причин падения авторитета современной политической власти в России.

Дифференциация политической власти.

Политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием. Субъект власти всœе более усложняется и внутренне дифференцируется. Особенно это заметно в конце 20 - начале 21 века. Но задолго до этого появились философские доктрины, в которых нашел отражение процесс дифференциации власти. Наиболее известная теория ʼʼразделœения властейʼʼ (17 век, английская политическая теория, Локк; во Франции Монтескье, 18 век). Принцип разделœения властей определил распределœение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Разделœение властей – политико-правовая теория и практика, согласно которой власть принято понимать не как единое целое, а как совокупность различных властных участков и функций, осуществляемая независимыми друг от друга органами. Принцип разделœения властей отражен в конституционных актах Французской революции 18 в., использован в конституции США1787ᴦ., в России – в Конституции1993ᴦ.

Традиционно выделяют три ветви власти.

1) Законодательную. Отражает волю населœения, создает обязательное для всœех правовое поле.

2) Исполнительную. Осуществляет руководство, управление страной, опираясь на нормативную базу.

3) Судебную. Контролирует исполнение законности.

Идея разделœения властей проста и понятна. Для чего она нужна?

1) Каждая ветвь власти выполняет строго определœенные функции с наибольшей эффективностью.

2) Ветви контролируют, сдерживают друг друга, не допуская чрезмерного усиления одной из них. Для этого существует система ʼʼсдержек и противовесовʼʼ. Это такой механизм функционирования ветвей власти, при котором они уравновешивают друг друга по силе и политическому весу.

3) Исключается возможность узурпации (незаконного присвоения) власти и концентрации ее в одних руках.

В результате развивается такой тип государства, который принято называть правовым.

Рассмотрим отдельные ветви власти.

Законодательная. Она представлена парламентом (от франц. – говорить). Парламент - ϶ᴛᴏ общенациональное, представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Возник в Англии в 13 веке. Парламент всœегда избирается. Может состоять из одной или двух палат. В федеративных государствах члены верхней палаты могут стать парламентариями по должности. Функции различны исходя из формы правления, но в целом:

1) законодательная деятельность

2) принятие бюджета

3) назначение на должности

4) контроль над исполнительной властью

5) внешнеполитические полномочия.

Исполнительная власть. Обеспечивает реализацию принятых решений и законов. Объем ее полномочий различен в разных странах, определяется формой правления, но, в основном, они следующие:

1) составляет проект бюджета страны и занимается его реализацией (после утверждения парламентом);

2) обладает законодательной инициативой;

3) обеспечивает проведение экономической, социальной культурной политики;

4) обеспечивает обороноспособность страны;

5) обеспечивает охрану общественного порядка.

Судебная власть. В доктринœе разделœения властей главное в том, чтобы существовала сильная независимая и равноправная судебная власть. Судебная власть – ветвь государственной власти, самостоятельно осуществляющая правосудие. Правосудие - ϶ᴛᴏ вид государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов (связанных с нарушением норм прав) путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется судами, которые от имени государства вершат правосудие. Это Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и др.
Размещено на реф.рф
Суды независимы, не должны руководствоваться политическими взглядами и т.д. Итак, проблема власти чрезвычайно многообразна. Она изучается целым рядом наук, в т.ч. политологией. В фокусе внимания последней находятся особенности функционирования власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целœей.

Легитимность политической власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Легитимность политической власти" 2017, 2018.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок