Отсеки подводной лодки. Приложение: устройство подводной лодки

Не в том, чтобы высветить актуальную проблему действительно общественной значимости - России необходимо вернуться к непреклонной добросовестности в жизни и соответственно - к бескорыстию в труде. А в том, чтобы покрыть ложь, то: Для того, чтобы лодка в фильме оказалась затопленной на дне, а экипаж начал мужественно бороться за живучесть, проявляя героизм и лучшие человеческие качества, - пришлось высосать из пальца завалявшуюся мину времён Великой Отечественной войны.И соответственно этим обстоятельствам, на наш взгляд: снятый американцами фильм “К-19” о подвиге её экипажа, жизнями и здоровьем заплатившего за конструктивные ошибки и дефекты, куда честнее и патриотичнее по отношению к России, нежели скрытая за кадром подлость закулисных заказчиков и авторов фильма “72 метра”.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Устройство подводной лодки

Этот раздел написан на основе материалов, взятых с сайта «Интернет-клуб юного моряка», и предназначен для того, чтобы дать общее представление о конструкции и устройстве подводных лодок. Хотя иллюстрации относятся к середине ХХ века, тем не менее они дают представление о конструкции современных подводных лодок, которые отличаются от показанного на рисунках, прежде всего, своими размерами и формой, приспособленной для плавания под водой, а не для плавания по поверхности и «ныряния», как то имело место до появления атомных подводных лодок и развитой противолодочной обороны.

Подводные лодки могут быть одного из трёх архитектурно-конструктивных типов. На рисунке выше показаны поперечные сечения лодок различных архитектурно-конструктивных типов (на нём цифрами обозначены: 1 - прочный корпус, 2 - надстройка, 3 - ограждение рубки и выдвижных устройств, 4 - прочная рубка, 5 - цистерны главного балласта, 6 - лёгкий корпус; 7 - киль; значение этих терминов пояснено далее в тексте):

    однокорпусные (а), имеющие «голый» прочный корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо обтекаемыми оконечностями лёгкой конструкции; полуторакорпусные (б), имеющие кроме прочного корпуса ещё и лёгкий, но часть поверхности прочного корпуса при этом остаётся открытой; двухкорпусные (в), имеющие два корпуса: внутренний - прочный и наружный - лёгкий. При этом лёгкий корпус имеет удобообтекаемую форму, полностью охватывает прочный корпус и простирается на всю длину лодки. Междукорпусное пространство используется для размещения различного оборудования и части цистерн.
Подводные лодки СССР и России являются двухкорпусными. Большинство атомных подводных лодок США (дизель-электри-чес-ких они не строят с начала 1960 х гг.) являются однокорпусными. Это является выражением первоприоритетности для военно-морских стратегов различных качеств: надводной непотопляемости - для СССР и России и скрытности - для США.Прочный корпус - основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение её на глубине. Он образует замкнутый объём, непроницаемый для воды. Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, аккумуляторные батареи, различные запасы и т. Его внутреннее пространство разделяется по длине поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые именуются в зависимости от предназначения и соответственно - характера вооружения и оборудования, в них размещённого.В вертикальном направлении отсеки разделяются палубами (тянутся на протяжении всей длины корпуса лодки из отсека в отсек) и платформами (в пределах одного отсека или нескольких отсеков). Соответственно помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает количество оборудования, приходящуюся на единицу объёма отсеков. Расстояние между палубами (платформами) «в свету» делается более 2 м, т.е. несколько большим, чем средний рост человека.Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Шпангоуты имеют, как правило, круговую кольцевую, а в оконечностях могут иметь эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300 - 700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны.Обшивка прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 - 40 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.Переборки прочного корпуса бывают прочные и лёгкие.Переборки делят внутренний объём современных подводных лодок на 6 - 10 водонепроницаемых отсеков. Прочные переборки выгораживают в нём отсеки-убежища, в которых оставшиеся в живых в ходе аварии члены экипажа могут подготовиться к самостоятельному всплытию из затонувшей лодки на поверхность или дожидаться помощи извне. По расположению прочные переборки бывают внутренними и концевыми; по форме - плоскими и сферическими (сферические несколько легче плоских при одинаковой прочности и внутренние сферические переборки обращены выпуклостью в сторону отсеков-убежищ).Лёгкие переборки предназначены для разделения функционально специализированных помещений и обеспечения надводной непотопляемости корабля (т.е. они при затоплении отсеков выдерживают давление воды только, если лодка находится на поверхности или глубине в пределах 20 - 30 м).Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали.Концевые водонепроницаемые переборки прочного корпуса равнопрочны с ним и замыкают его в носовой и кормовой оконечностях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жёсткими опорами для торпедных аппаратов, валопроводов, приводов рулевых устройств, крепления набора и внутренних конструкций лёгких оконечностей.Отсеки сообщаются друг с другом через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная рубка, сообщающаяся через нижний рубочный люк с центральным постом (внутри прочного корпуса) и через верхний рубочный люк с ходовым мостиком (в верхней части ограждения рубки и выдвижных устройств - перископов, антенн). На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра с вертикально расположенной осью или представляет собой комбинацию цилиндрической части и усечённых конусов. На некоторых лодках прочная рубка сконструирована так, что может использоваться в качестве всплывающей спасательной камеры, предназначение которой - эвакуация всего экипажа или некоторой его части (сохранившей после аварии возможность доступа в центральный пост и всплывающую камеру) с гибнущей или затонувшей подводной лодки.В настоящее время на большинстве лодок главное назначение прочной рубки - вынести как можно выше над поверхностью воды при плавании в надводном положении вход в прочный корпус. Кроме того, поскольку центральный пост на многих лодках - один из отсеков-убежищ, то прочная рубка предназначена для выполнения функции шлюзовой камеры при выходе людей из затонувшей лодки.Снаружи прочная рубка и выдвижные устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются лёгкими конструкциями, которые называются ограждением рубки или ограждением выдвижных устройств. В верхней части ограждения расположен ходовой мостик с полным набором устройств, необходимых для управления лодкой в надводном положении и средствами связи с центральным постом. Из ограждения рубки имеются выходы на верхнюю палубу (фактически вход в прочный корпус через люки прочной рубки является главным, поскольку люки в прочном корпусе руководства по эксплуатации лодок предписывают держать закрытыми в большинстве случаев).Торпедо-погрузочный и входные люки располагаются в верхней части прочного корпуса и сверху закрыты лёгкими конструкциями, которые называются надстройкой . Эти люки в большинстве случаев расположены в отсеках-убежищах и являются спасательными, для какой цели снабжены устройствами шлюзования. В надстройке также расположены устройства, предназначенные для швартовки, буксировки лодки и обеспечения её стоянки на якоре.Цистерны предназначены для погружения, всплытия, вывески и дифферентовки лодки, а также для хранения жидких грузов (топлива, масел и т.п.). В зависимости от назначения цистерны подразделяются на цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно, в зависимости от назначения и характера использования, они выполняются либо прочными, т.е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо лёгкими, способными выдерживать давление 1 - 3 кГ/см 2 (кГ - внесистемная единица, килограмм силы, равная весу 1 кг массы при ускорении свободного падения 9,81 м/с 2). Они могут быть расположены внутри прочного корпуса, а также в пространстве между прочным и лёгким корпусом в средней части корабля и в лёгких оконечностях в нос и в корму по отношению к прочному корпусу.Киль - сварная (в прошлом клёпаная) балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, располагающаяся в днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для обеспечения продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и для принятия и перераспределения нагрузки при постановке лодки в док. Может располагаться в междукорпусном пространстве на двухкорпусных лодках, а на полутора- и однокорпусных может располагаться как внутри прочного корпуса, так и снаружи - в зависимости от того, что более значимо для заказчика - хорошая гидродинамика или защита прочного корпуса от механических повреждений, если лодку в тех или иных тактических целях кладут на грунт.Лёгкий корпус - конструктивно включает в себя жёсткий каркас (набор), состоящий из шпангоутов (поперечные рёбра жёсткости), стрингеров (продольные рёбра жёсткости и пластинчатые элементы набора), поперечных непроницаемых переборок; каркас является носителем обшивки лёгкого корпуса. Конструктивно набор лёгкого корпуса связан с находящимся внутри него прочным корпусом. Лёгкий корпус имеет удобообтекаемую форму, обеспечивающую необходимые мореходные качества как в надводном, так и в подводном положении. Лёгкий корпус подразделяется на части: наружный корпус, носовая и кормовая оконечности, надстройка. При этом в его составе оказываются как проницаемые, так и непроницаемые конструкции (цистерны). Кроме лёгкого корпуса в состав конструкции лодки входят отдельные, большей частью проницаемые, конструктивные элементы: ограждение рубки, стабилизаторы, обтекатели разного рода устройств, размещённых вне прочного корпуса и выходящих за контуры «идеальных» форм лёгкого корпуса.Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть лёгкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса или цистерн главного балласта. Некоторые лодки имеют ледовый пояс, представляющий собой утолщение обшивки лёгкого корпуса в районе крейсерской ватерлинии.Оконечности лёгкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки; простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня (в носу) и ахтерштевня (в корме) соответственно. Однако лодки (прежде всего атомные, которые бóльшую часть времени плавания проводят под водой) могут иметь корпус каплевидной формы без форштевня и ахтерштевня (форштевень и ахтерштевень - вертикальные рёбра жёсткости в составе набора корпуса корабля, придающие заострённость носу и корме соответственно, что необходимо для уменьшения сопротивления воды при плавании по поверхности).В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, приёмники и излучатели основных гидроакустических станций.В кормовой оконечности размещаются: цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы, гребные валы и винты. На некоторых лодках - кормовые торпедные аппараты (на большинстве современных лодок кормовых торпедных аппаратов нет: это обусловлено прежде всего большими размерами гребных винтов и стабилизаторов, а так же и тем, что алгоритмы управления торпедами, позволяют вывести их почти что на любой курс вне зависимости от направления выстрела).Ниже представлен продольный разрез дизель-электрической подводной лодки середины ХХ века с пояснением элементов конструкции и устройств. (Продольный разрез АПЛ “Курск” с пояснениями представлен на рис. 5 в главе 6).

1. Прочный корпус. 2. Носовые торпедные аппараты. 3. Лёгкий корпус. 4. Носовой торпедный отсек. 5. Торпедопогрузочный люк. 6. Надстройка. 7. Прочная рубка. 8. Ограждение рубки. 9. Выдвижные устройства. 10. Входной люк. 11. Кормовые торпедные аппараты. 12. Кормовая оконечность. 13. Перо руля. 14. Кормовая дифферентная цистерна, предназначение которой - выравнивание дифферента - продольного наклонения лодки. 15. Кормовая водонепроницаемая переборка. 16. Кормовой торпедный отсек. 17. Внутренняя водонепроницаемая переборка. 18. Отсек главных гребных электродвигателей. 19. Балластная цистерна. 20. Машин-ный отсек. 21. Топ-ли-в-ная цистерна. 22, 26. Кормовая и носовая группы аккумуляторов. 23, 27. Жилые помещения команды. 24. Цен-тральный пост. 25. Трюм центрального поста. 28. Носовая дифферентная цистерна. 29. Носовая водонепроницаемая переборка. 30. Носовая оконечность. 31. Цистерна плавучести (атрибут некоторых дизель-электрических подводных лодок; её предназначение - быть пустой при плавании в надводном положении с целью придания дополнительной плавучести носовой оконечности для того, чтобы лодка легко всходила на волну, а не зарывалась носом в неё - это снижает скорость хода и ухудшает управляемость ).На следующем рисунке представлен поперечный разрез по ограждению рубки полуторакорпусной подводной лодки середины ХХ века с указанием элементов конструкции корпуса.

1. Ходовой мостик. 2. Прочная рубка. 3. Надстройка. 4. Стрингер. 5. Уравнительная цистерна (предназначена для точного уравновешивания силы плавучести и веса лодки в подводном положении). 6. Подкрепляющая стойка (бракет). 7, 9. Кни-цы (пластины, к которым крепятся элементы набора, они предназначены для распределения нагрузки и устранения концентрации напряжений. 8. Платформа. 10. Коробчатый киль. 11. Фундамент дизелей. 12. Обшив-ка прочного корпуса. 13. Шпангоуты прочного корпуса. 14. Цистерна главного балласта. 15. Раскосные стойки (бракеты). 16. Крышка цистерны. 17. Обшивка лёгкого корпуса. 18. Шпан-гоут лёгкого корпуса. 19. Верхняя палуба.

Материалы к освоению
Концепции Общественной Безопасности

    Мёртвая вода (Концепция общественной безопасности) СПб, 1992; 1998; 2000; 2004 Краткий курс... (Основы самоуправления общества) СПб, 1999 Руслан и Людмила (Развитие и становление государственности русского народа в глобальном историческом процессе, изложенное в системе образов Первого Поэта России А.С.Пушкина) СПб, 1999 Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви СПб, 1999 К Богодержавию... СПб, 1998 Медный всадник - это вам не медный змий... (О самой древней мафии в системе образов А.С.Пушкина) СПб, 1998 Провидение - не “алгебра” (О работах А.Т.Фоменко и Г.В.Носов-ского по формированию модели реальной хронологии Истории на основе математической обработки повествований хроник) СПб, 1996, 2002 Чернильный визитёр (Рецензия на повесть: С.Норка “Инквизитор”) СПб, 1997 Разгерметизация (Основы Концепции Истории в её понимании Внутренним Предиктором СССР, часть 1) СПб, 1997 От человекообразия к Человечности (в первой редакции -От матриархата к Человечности...) СПб, 1999 Приди на помощь моему неверью... (О дианетике и саентологии по существу: взгляд со стороны) СПб, 1998 Печальное наследие Атлантиды (Троцкизм - это “вчера”, но никак не “завтра”) СПб, 1999 “Грыжу” экономики следует “вырезать” СПб, 1998 Да притечём и мы ко свету... СПб, 1998 Принципы кадровой политики государства, “антигосударства”, общественной инициативы СПб, 1999 Достаточно общая теория управления (Постановочные материалы учебного курса, прочитанного студентам факультета прикладной математики - процессов управления СПб государственного университета в 1997 - 2003 гг.) СПб, 2-я ред., 2003 О расовых доктринах: несостоятельны, но правдоподобны СПб, 2000 К пониманию макроэкономики государства и мира (Тезисы) СПб, 2002 Дело было в Педженте (Второй смысловой ряд Фильма «Белое солнце пустыни») СПб, 2000 «Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? Либо Евангелие беззаветной веры СПб, 2001 Время: начинаю про Сталина рассказ СПб, 2001 Об имитационно-провокационной деятельности (Уроки партийного строительства для простых людей и политических мафий) СПб, 2001 Диалектика и атеизм: две сути несовместны (О естественном, но “забытом” способе постижения человеком Правды Жизни) СПб, 2001 Матрица “Матрице” - рознь (О рецепте обретения “свободы” в фильме “Матрица”) СПб, 2001 В.В.Пчеловод «Последний гамбит» (Мистико-философский политический детектив) СПб 2001, 2002 (вторая редакция) Старые сценарии на новый лад? (Сборник аналитических материалов разных лет по политической сценаристике) СПб, 2002 Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески СПб, 2002 Троцкизм–“ленинизм” берёт “власть” («Разгерметизация», Рукопись 1990 г. Глава 5 § 8. Анализ ошибок большевистской партии перед взятием власти в 1917 г.) СПб, 2002 От корпоративности под покровом идей к соборности в Бого-державии (О психологической подоплёке личности и её целенаправленном изменении) СПб, 2003 Либерализм - враг свободы (Миссия России в XXI веке: по Чубайсу… и на самом деле) СПб, 2003 О задачах на будущее Концептуальной партии “Единение” и безпартийных приверженцев Концепции общественной безопасности СПб, 2004 Язык наш: как объективная данность и как культура речи СПб, 2004

… и другие книги и текущая аналитика Внутреннего Предиктора СССР

Интернет по Концепции Общественной Безопасности «Мёртвая Вода»:

Сокращённое обозначение проектов кораблей, принятое в СССР и унаследованное Россией, - Пр. 949А, Пр. 68 бис и т.п. По разным сообщениям: численность экипажа в 130 человек называют иностранные военно-морские справочники, а отечественная журналистика верит им без сомнения. Предположить, что на лодке мог быть некомплект личного состава, вследствие чего даже вместе с прикомандированными на её борту было меньше 130 человек, отечественная журналистика не может. < Ко времени написания второй редакции официально названное количество погибших на “Курске” составляет 118 человек, включая членов экипажа и прикомандированных лиц. Из общего числа 118 погибших найдено и опознано 115 тел.> Министром обороны РФ в этот период был Сергеев Игорь Дмитриевич (1938 г. р.), Маршал Российской Федерации (1998 г.). С 1960 на командно-инже-нерных должностях в Ракетных войсках. С 1989 заместитель главнокомандующего Ракетными войсками. С августа 1992 главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Российской Федерации. С мая 1997 министр обороны Российской Федерации.Выступая вечером 21 августа 2000 г. в программе “Время” ОРТ (1 канал общероссийского телевидения) И.Д.Сергеев сделал ряд заявлений. По его словам, 13 августа на дне рядом с “Курском” военные обнаружили крупный неопознанный объект. Однако когда к месту аварии прибыло специальное гидрографическое судно, «этот объект обнаружен не был - ушёл». Как утверждал министр обороны, по размерам он был сопоставим с “Курском”.Кроме того, по его словам, с борта крейсера “Пётр Великий” и ещё одного судна над этим местом были замечены аварийные буи, что зафиксировано в бортовых журналах кораблей. Однако вельбот (разновидность шлюпки: наше пояснение), посланный чтобы снять с них информацию, ничего не обнаружил: буи «были приглублёнными», находились на глубине 2,5 - 3 метра, а волна в это время достигала силы 4 баллов, заявил министр.Игорь Сергеев сообщил ещё один новый факт: российские военные корабли зафиксировали, в отличие от норвежских сейсмологических служб, не два, а три взрыва. (2002 г.). Комингс-площадка - кольцо вокруг входных люков на подводных лодках с полированной плоской поверхностью, предназначенное для герметичной стыковки подводных аппаратов и спасательных колоколов (при авариях) с люком подводной лодки, находящейся в подводном положении. За прошедшие два года В.А.Попов ни разу не пояснил в средствах массовой информации, что и кого он имел в виду, произнося эти слова. После ухода с Флота он занял пост представителя Мурманской области в Совете Федерации, и вряд ли это наилучшее место для того, чтобы найти тех, кто эту трагедию организовал, и чтобы посмотреть им в глаза.12 августа 2002 г. В.А.Попов принял участие в траурных мероприятиях, посвящённых памяти экипажа “Курска”. Журналисты попытались взять у него интервью и попросили прокомментировать версию гибели корабля, оглашённую Генпрокуратурой. В ответ В.А.Попов отказался комментировать версию Генпрокуратуры и не пожелал огласить какую-либо другую версию.Мы расцениваем этот его отказ как выражение несогласия с версией Генпрокуратуры при невозможности в силу каких-то не названных причин публично огласить своё мнение и назвать известные ему факты в обоснование той версии, которую он считает истинной. (2002 г.) Об этом книги: Д.А.Романов “Трагедия подводной лодки «Комсомолец»” (СПб, 1995 г.); Б.А.Каржавин “Тайна гибели линкора «Новороссийск»” (СПб, «Политехника», 1991 г.) и “Гибель линейного корабля «Новороссийск»”. Ныне Российское агентство по судостроению. Здесь и далее фотографии АПЛ “Курск” в плавдоке посёлка Росляково приводятся по публикациям в интернете (2002 г.). В субботу 26 августа < 2000 г.> сразу же после взлёта в аэропорту «Шереметьево 2» после возгорания одного из двигателей совершил вынужденную посадку Ил 86 < рейса Москва - Барселона> более чем с тремястами пассажирами на борту. Но Бог миловал, никто не пострадал. На следующий день вспыхнула Останкинская телебашня (погибло три человека). Отечественные журналисты мерзавцы-некрофилы сразу же сострили: причина пожара на Останкинской телебашне - столкновение с иностранной телебашней, предположительно - с телебашней одной из стран НАТО.Этот < злорадный> юмор - выражение их < злонравия,> тупости и невежества, незнания того, что за последние десятилетия накопилась изрядная статистика столкновений подводных лодок США и СССР (России), обусловленная характером боевой службы подводных лодок США (ближнее слежение с целью уничтожения в угрожаемый период) и качественным отставанием отечественных АПЛ в скрытности и способности к обнаружению высокоскрытных подводных лодок США . Причиной такого положения дел является разнузданный карьеризм и чинодральство, которыми были охвачены все руководители строительства атомного подводного флота в нашей стране в эпоху, когда главнокомандующим ВМФ был ставленник НАТО - С.Г.Горшков. Вследствие этого, пока не будет вычищено горшковское наследие, повторение аварий и катастроф отечественных ПЛ имеет неоправданно высокую вероятностную предопределённость.Но о военно-технических аспектах этой проблемы в открытой печати России речь вести не принято: моряки и корабелы, знающие существо этого вопроса, на протяжении более, чем сорока лет большей частью перешёптываются между собой, но в практической деятельности подчиняются в силу должностной дисциплины вышестоящим чинодралам - руководителям строительства подводного флота; тех же, кто не лоялен вышестоящим чинодралам - ограничивали в продвижении по службе, а наиболее “неуправляемых” - изгоняли. Пенял в адрес В.Путина, что тот не вылетел немедленно к месту трагедии. Спрашивается, если бы В.Путин вылетел в район аварии, что: по его президентскому слову “Курск” всплыл бы на поверхность, пробоины затянулись, а мёртвые воскресли? - Каждый должен добросовестно исполнять свои должностные обязанности, страхуя возможные ошибки подчинённых и вышестоящих руководителей, но никто из руководителей не в праве бросить свою должность и подменять своей непрофессиональной распорядительностью действия подчинённых профессионалов.В данном случае: командование Северного флота обязано организовать и руководить действиями сил флота в аварийно-спасательных работах; представители центральной власти (в данном случае И.Клебанов), прибывшие к месту работ, обязаны в случае возникновения необходимости привлекать к обеспечению работ ресурсы, не подчинённые командованию флота; глава государства обязан руководить работой всего государственного аппарата, а не суетиться на месте трагедии, поскольку, когда гибнет военный корабль, то глава государства не в праве исключать и «бредовую» (с точки зрения демократических журналистов) версию: что это не авария, а потопление его боевым оружием вооружённых сил иностранных государств . Действительная практика проведения учений делает эту версию одной из реальных возможностей, вследствие чего до тех пор, пока не исключена возможность начала и эскалации боевых действий вследствие недоразумений, глава государства просто не в праве бросить всё на самотек и лететь к месту катастрофы. «Работы по спасению экипажа “Курска” запоздали по вине военного руководства России, как минимум, на трое - четверо суток», - оценка И.Хакамадой проведения спасательной операции.

Город Вытегра, расположенный на одноименной реке и Волго-Балтийском канале в месте его впадения в Онежское озеро, является родиной многих российских адмиралов, поэтому именно там был создан музей на базе большой океанской дизельной подводной лодки «Б-440». Описание дополнено благодаря gnatyuk за что ему большое спасибо.




Подводная лодка Б-440 относится к проекту 641, то есть к послевоенному поколению дизелей. Первая лодка этой серии сошла со стапелей в 1961 году, а Б-440 покинула завод в 1970 году, и до 1996 года находилась в составе подразделений Балтийского флота.



Для того, чтобы загнать лодку в черту города, потребовалось углублять дно Вытегорского залива. Первое, что встречает посетителей музея на лодке - носовой торпедный аппарат на 6 торпед, украшенный как советскими звездами, так и российским гербом.



В бывших аккумуляторных ямах (т.е. отсеках для аккумуляторов) ныне располагается история российского подводного флота в картинках.



Музей был сдан в 2005 году, и действительно представляет собой качественную и красивую экспозицию. На большой карте на стене отмечены все аналогичные музеи мира.



В экспозиции - сигнальные фонари разных эпох, а также туманный горн (второй слева).



С "обитаемостью" на лодках этого класса лучше, чем на лодках военного времени, однако по уровню комфорта до современных АПРК лодке Б-440 далеко - даже капитанская каюта реально крошечная, не говоря уж о матросах, спящих по очереди на одной и той же койке. На столе - аттестационная книжка командира корабля и наградной жетон "За дальний поход".



Рабочее место гидроакустика.



Офицерская кают-компания, по совместительству выполняющая в случае необходимости роль операционной.



Между отсеками субмарины - вот такие могучие люки.



Расположенный в центальном отсеке основной воздушный пульт предназначен для подачи воздуха в цистерны главного балласта при всплытии.




В том же отсеке располагаются системы управления стрельбой и мечта всех мальчишек - настоящий перископ, находящийся полностью в рабочем состоянии. Можно посмотреть в него и увидеть, что делается на внешней палубе лодки и вокруг нее.



В углу притаилась и регистрационная табличка лодки.



Метрист для определения надводных целей.



За переборкой виднеются дистанционные приборы управления и контроля за дизельными двигателями.



Кругом циферблаты и вентили, как в кино.



Даже в гальюне - и том много вспомогательных приборов, без которых невозможно избавится от отходов на подводной лодке.



В таком спасательном комбинезоне можно находиться в воде на глубине до 120 метров.



На голову манекена одет ИДА-59, индивидуальный дыхательный аппарат, предназначенный для:

самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ с глубин до 100 м;

выхода из лодки в обеспечении сил поисковых и аварийноспасательных работ с глубин до 120 м;

проведения легководолазных работ за бортом корабля на глубинах до 20 м;

ведения борьбы за живучесть в задымленных отсеках с отравленной атмосферой и избыточным давлением до 10 кг/см.


Классический советский водолазный костюм - "трехболтовка".



Шлем весит больше 20 кг!



Кормовые торпедные аппараты лодки - на 4 торпеды.



Прямо рядом с торпедными аппаратами - койки для экипажа. Полки в три яруса, на которых по очереди спит 3 смены подводников. По словам очевидцев, даже колени лежа не всегда реально согнуть. Справа крошечные ящечки для личных вещей матросов.



Технологический пейзаж в сердце лодки. Надо сказать, что внутри лодка гораздо теснее, чем кажется снаружи. Секрет - в двойном корпусе лодки, снаружи негерметичный корпус-оболочка, который нужен для обтекаемости, под ней есть еще прочный корпус из толстого металла. Между внешним и прочным корпусом расположены балластные цистерны, баллоны со сжатым воздухом и еще много чего.



Рубка лодки негерметична и открыта только в надводном положении, посередине - компас, справа от него - руль для коррекции курса в надводном положении. Такая конструкция характерна для дизальных лодок, которые не могут долго находиться под водой и порой тысячи километров (миль) идут в надводном положении. Да и в самой надстройке очень много оборудования - перископы, много разных антенн, шахта РДП и еще много чего, что не помешается в основном корпусе (иногда и ракеты большой длины) так что переднюю часть грех не использовать для наблюдения и управления в надводном положении. Кроме площадки в самой надстройке, есть еше открытая площадка на самом верху, там чаще и находятся настоящите морские волки. А в подводном положении никаких иллюминаторов не нужно, всё вслепую управляется с учетом информации от круговых гидролокаторов (видны на носу лодки в виде надстроечки и чуть ниже полоса широкая) и глубиномеров. К тому же для рабочей глубины в 250 метров и возможного воздействии глубинных бомб невозможно сделать герметичные иллюминаторы.



Вид на рубку лодки с носовой палубы. Нижние квадраты на рубке - это не окна, они просто нарисованы. Оранжевая с белым капсула на надстойке - это аварийный буй. За утрату привязанного стальным тросом буя во время похода полагались взыскания, поэтому многие экипажи приваривали буй наглухо, все равно шансов выжить в случае аварии было бы немного.


Отличия устройства российских и иностранных подводных лодок
Первые полноценные подводные лодки, появившиеся в начале 20-го века имели в целом одинаковую конструкцию, отличаясь деталями. В то время еще появлялись проекты экспериментальных лодок, выделяющихся на общем фоне (паровых и так далее), но они не нашли продолжения, и уже в первую мировую войны конструкторы определились с оптимальной схемой устройства подводной лодки и использования связки дизельного двигателя и электромоторов. Все первые лодки были однокорпусными, то есть в единственном прочном корпусе располагались все устройства и механизмы. Постепенно конструкторы пришли к идее полуторакорпусных лодок, которые стали наиболее распространенными во время второй мировой войны.

Послевоенное развитие подводного флота, и особенно появление атомных лодок привело к дальнейшему совершенствованию конструкции, а также впервые в истории к появлению независимых школ проектирования подводных лодок. Речь идет о западной (классической) и советской школе, которые выбрали совершенно разные подходы к строительству подводного флота.

Устройство подводной лодки, в частности расположение основных элементов является одинаковым для всех лодок. Носовые отсеки отданы под размещение торпедных аппаратов и гидролокационного оборудования, далее следует отсек для личного состава и различного оборудования, ближе к середине (но в передней части лодки) располагается командный пост управления, в кормовую часть уходят помещения для размещения различного оборудования и личного состава. Ближе к корме (второй – третий отсек с конца) располагается силовая установка.


Так в чем же разница в устройстве отечественных и иностранных подводных лодок? Как устроена подводная лодка российской (советской) постройки? Главной особенностью всех отечественных подводных лодок является наличие двухкорпусной конструкции, то есть когда вокруг прочного корпуса, внутри которого располагаются основные механизмы, находится еще один легкий корпус, обеспечивающий наиболее выгодные обводы корпуса с точки зрения динамики движения. Кроме того, в пространстве между корпусами располагаются механизмы, способные функционировать в условиях внешнего давления забортной воды (балластные цистерны, антенны гидролокаторов). При этом устройство атомной подводной лодки принципиально не отличается от дизельной.

Подобная схема имеет как свои преимущества, так и недостатки. Использование второго корпуса приводит к возрастанию габаритов и массы подводной лодки (именно поэтому отечественные лодки всегда больше зарубежных), а также снижает маневренность под водой. В тоже время такие лодки отличаются повышенной живучестью и наличием большего свободного пространства внутри прочного корпуса.

Как устроена подводная лодка западной постройки? Все иностранные лодки (за малым исключением) строятся по однокорпусной схеме, где все механизмы, в том числе балластные цистерны, расположены внутри единого прочного корпуса. В результате лодки получаются меньших габаритов, более легкие и маневренные, но обладающие меньшим запасом плавучести и живучестью. В результате отечественные корабелы во главу угла поставили живучесть подводной лодки, в то время как иностранцы сделали ставку на маневренность и меньшие габариты. По-существу, это единственное различие в устройстве атомной подводной лодки (и дизельной тоже) двух школ, но столь сильно влияющее на характеристики боевых единиц.

Доказать кто оказался прав может только война, но стоит надеяться, что мы ее не увидим.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок