Основные виды, формы, функции, свойства речи. Понятие речи в психологии

Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности"и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1. внешнюю;

2. внутреннюю.

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

· жаргон;

· интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время.

внешняя речь включает следующие виды:

Диалогическую;

Монологическую;

Письменную

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

· последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

· грамматически правильное оформление;

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Речь имеет свои свойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

воздейственность

понятность

выразительность

поучение

наставление

приказание

инструктаж

Функции речи

выражения

воздействия

сообщения

обозначения

Виды речи

письменная

внутренняя

монологическая

диалогическая

Комментарии

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свойства:

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чув­ства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенныефункции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­ния, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмо­циональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посред­ством речи побуждать людей к действию.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Существуют определенныевиды речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесе­ния слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Раздел III. Психология личности. Тема 4. История исследований и теории личности.

индивидуальность

личность

социальные

биологические

частное

общее

личность

личность

целое

единичное

индивидуальность

индивидуальность

внешние

внутренние

личность

индивидуальность

Комментарии

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основ­ных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых су­ществ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видо­вых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное суще­ство, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индиви­да являются: целостность и своеобразие психофизиологической орга­низации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; ак­тивность.

В обыденной жизни под индклидом понимают конкретного чело­века со всеми присущими ему особенностями.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную дея­тельность и отличающийся своими, присущими только ему индивиду­ально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, испол­нителем) исторического и общественного процесса в целом, субъек­том конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лично­сти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо гла­венствующую особенность личности, делающую ее непохожей на ок­ружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность од­них проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере или во всех сферах психической деятельнос­ти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследова­ния при изучении каждой конкретной личности.

Абульхановой К.А.

Ананьева Б.Г.

Фельдштейна Д.И.

Мясищева В.В.

Леонтьева А.Н. и

Петровского А.В.

Петровского В.А.

Узнадзе Д.Н.

Одним из самых великих достижений человечества является уникальное явление, которое в полном объеме способны воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются между собой, выражают свои чувства. В Древней Греции о человеке говорили как о «говорящем животном», но существует очень значимая разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но и описывают с ее помощью весь окружающий мир. в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

Основные речевые формы

Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу - это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство - это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, рассматривают как своеобразную передачу устной. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны. Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи - устную. в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником. Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым. Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

Монологическая речь

Виды речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и одной из них является монологическая. Она отличается от разговорной тем, что прямое участие в ней принимает всего лишь один человек. Остальные являются пассивными слушателями, которые ее просто воспринимают, но участия не принимают. Зачастую этот вид речи используют докладчики, публичные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ гораздо сложнее, чем диалогический разговор, ведь говорящий должен иметь целый ряд умений. Он должен связно и последовательно построить свое повествование, доходчиво объяснить сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все Также он должен подобрать именно те средства и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учесть психологический настрой слушателей. И, главное, нужно уметь контролировать себя в любой ситуации.

Активная форма речи

Виды языка и речи в психологии также делятся по отношению к тому, кто говорит, и к тому, кто воспринимает. По этому признаку разделяют пассивную и активную речь. Последняя помогает человеку выражать его мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и управляют активной речью. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной ее части. Это очень важный участок, ведь если его повредить, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это нарушение называется

Пассивная форма

Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

Внутренняя речь

Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно же, в свою очередь, относится к внутренней речи. Животные также имеют зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку обладать невиданным интеллектом и способностями, которые для животных загадка. Как говорилось выше, каждое услышанное слово человек повторяет в голове, то есть реверберирует. А это понятие очень тесно связано с внутренней речью, ведь оно может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой собственно и является внутренней речью. Он может себе что-то доказывать и внушать, убедить в чем-то, поддержать и приободрить не хуже окружающих.

Функции речи

Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функциональности каждой из них может более четко раскрыть все их грани.

Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.

Для более глубокого понимания роли речи в психическом развитии следует прежде всего уточнить такие близкие, но не тождественные понятия, как «язык», «речь», «вторая сигнальная система».

Язык – явление общественное. Под языком понимают выработанную в ходе исторического развития систему средств общения. Возникнув в то далекое время, когда объединившиеся для совместной трудовой деятельности первобытные люди испытали потребность что-то сказать друг другу, язык развивался вместе с развитием общества. Новые открытия в науке и технике, новые отношения, складывающиеся между людьми, отражались в языке. Он обогащался новыми словами, каждое из которых обозначало какое-то понятие. Развитие мысли прослеживалось в изменении языка, в усложнявшейся структуре предложений. Поэтому, овладевая языком как средством общения, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки личной познавательной деятельности, приобщаясь к уровню знаний, достигнутых человечеством, получает возможность закреплять в слове и обобщать свой личный опыт.

Изучением процесса происхождения и значения слов и грамматических форм в языках разных народов занимаются представители языкознания – языковеды, лингвисты.

Речь один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Функции речи. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения.

Язык и речь – специфические формы отражения действительности: отражая, речь обозначает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи.

Виды речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

Она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

Ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

Внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

В ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

Она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

Речь человека имеет немало паралингвистических признаков: это интонация, громкость, темп, паузация и другие характеристики, в которых отражается отношение человека к тому, что он говорит, его эмоциональное состояние в данный момент. К паралингвистическим компонентам речи относятся и телесные движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимика, пантомимика, а также особенности почерка человека.

Речь людей разных культур различается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке. Послушав незнакомого человека в течение определенного времени, даже не видя его в лицо, можно судить о том, каковы общий уровень его интеллектуального развития и его общая культура. Очевидно, что люди, принадлежащие к разным социальным группам, говорят по-разному, и поэтому речь можно использовать также и для определения социального происхождения и социальной принадлежности человека.

Принято различать также речь пассивную (понимаемую) – слушание и активную (разговорную). Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной.

Использование речи в психодиагностике. Психолингвистические особенности речи открывают широкие возможности для ее использования при определении уровня интеллектуального (познавательного) и личностного развития человека.

Практически во всех тестах интеллекта есть специальные речевые задания, по характеру выполнения которых судят об уровне умственного развития человека (тесты Д. Векслера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, ШТУР – школьный тест умственного развития, КОТ – краткий отборочный тест В.Н. Бузина).

Все личностные тесты так или иначе используют речь человека (семантический дифференциал Ч. Осгуда, техника репертуарных решеток Г. Келли).

В тестах-опросниках обращение к речи прямое. В них о личности опрашиваемого судят по содержанию ответов на поставленные перед ним вопросы (MMPI – многофазный личностный опросник штата Миннесота, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко).

Развитие, взаимодействие личности с социально-природной окружающей средой, само существование человека невозможно без коммуникации, обмена информацией. Передача информации, процессы социализации, адаптации личности к обществу осуществляются посредством различных знаковых систем. В наиболее общем виде знаковые системы подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи.

Определение 1

В современной психологии речь понимается как исторически сложившаяся форма взаимодействия, общения людей при помощи языковых конструкций, создаваемых на основе набора норм, правил; нормы и правила конструирования вербальных сообщений имеют этноспецифические особенности, которые находят свое отражение на фонетическом, лексическом, грамматическом, стилистическом уровнях языковой системы.

Проблема речи в психологической науке, как правило, рассматривается в контексте взаимодействия, взаимовлияния, взаимообусловленности речи и мышления. Генетически речь возникла вместе с мышлением, развивается в единстве с ним в процессе социально-исторического формирования личности.

Язык и речь

Необходимо разграничить категории речи и языка. Язык понимается как строго нормализированная, формализированная система инструментов общения, система условных символов, при помощи которых передаются и воспринимаются звуковые сочетания, имеющие для адресата и адресанта определенный смысл, значение. В структуре языка фиксируется основная логика человеческой деятельности. Язык выступает инструментом коммуникации, мышления, самоанализа.

Речь понимается как система звуковых сигналов, письменных символов, процесс материализации мысли.

Определение 2

Если язык – исторически сложившаяся, объективная система кодов, речь – психологический процесс формирования и презентации мысли средствами языка; язык един для всех представителей этнической общности, отражает психологию целого народа; речь – индивидуальна, отражает индивидуальные особенности личности

Функции речи

Речь выступает многоаспектным феноменом, имеет полифункциональный характер. Она выступает средством общения, инструментом мышления, носителем информации, сознания, памяти, средством регуляции поведения.

Основными функциями речи является коммуникативная и семантическая. Коммуникативная включает в себя средства коммуникации и средства общения.

Семантическая или обозначающая функция: каждое слово языка выступает своеобразным символом, знаком определенного предмета, феномена, процесса объективного или субъективного характера. Соответственно, речь позволяет человеку произвольно вызывать в сознании образы соответствующих предметов, иметь дело с теми или иным объектами даже в ситуации их отсутствия.

Речь тесно интегрирована с психологическими процессами.

Виды речи

В современной психологической науке речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма речи, в свою очередь, подразделяется на письменную и устную. Устная представлена двумя формами: монологическая и диалогическая.

В контексте исследований развития мышления выделяют автономную, эгоцентричную, внутреннюю формы речи.

Автономная представляет собой один из ранних этапов развития речи у ребенка. Характеризуется тем, что слоги и слова, которые ребенок воспроизводит по аналогии с речью взрослого, существенно искажаются. Речь носит ситуативный, неопределенный, неоднозначный характер. Содержание слов не осознается, по формальным признакам автономная речь не имеет признаков синтаксических взаимоотношений.

Эгоцентрическая речь – говорение без попыток услышать точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

Внутренняя речь – скрытая вербализация, которая сопровождает мыслительную деятельность.

Таким образом, речь представляет собой важный психологический феномен, без которого представляется невозможным личностное развитие, установление взаимодействия с социальным окружением, адаптация индивидуума в общество.



erkas.ru - Обустройство лодки. Резиновые и пластиковые. Моторы для лодок